Как Томск борется с авто, припаркованными в неположенных местах

Фото: Артем Изофатов

img_2973
Машина с «ПаркРайтом» ищет нарушителей на улице Котовского

-Это сейчас сугробы кругом, не чистят в городе ничего. Знак «остановка запрещена» есть, а нарушителей нет. Потому что им просто встать негде. А летом – запросто припарковались бы! – смеется водитель областного специализированного монтажно-эксплуатационного учреждения (СМЭУ) Виктор Сергеев.

На неприметной «Ладе» он вместе со специалистом-техником каждый день колесит по городу в поисках нарушителей правил парковки. А помогает им в этом установленный в машине «умный комплекс» «ПаркРайт»: в 2016 году он выявил в Томске почти 2?500 наглых автолюбителей.

_j0a0942

Охота начинается

Мобильный комплекс для фиксации нарушений правил парковки автотранспорта «Парк­Райт» появился Томске в октябре 2015 года. Систему разработали питерские специалисты. На покупку «ПаркРайта» власти выделили около 3 млн рублей. За несколько месяцев 2015-го комплекс поймал с поличным почти тысячу водителей, поставивших авто под запрещающим знаком, в 2016-м – еще 2431. Штраф за это нарушение – полторы тысячи рублей.

Комплекс представляет собой камеру, установленную на автомобиле, систему управления и датчик GPS. С виду напоминает крупный видеорегистратор. Работе на нем обучены два специалиста СМЭУ. Камера фиксирует номера всех машин независимо от наличия нарушения: эти данные никуда не передаются, однако ГИБДД или полиция могут запросить их для расследования ДТП или уголовных дел.

_j0a0905

Начальник отдела организации дорожного движения Евгений Варьяс работает в СМЭУ почти четыре года. Его специализация – все комплексы видеофиксации, в том числе и «ПаркРайт». Отправляемся в рейд вместе с ним. По дороге он рассказывает, что в программу комплекса внесены все томские адреса, где есть знак «остановка запрещена». Система настолько умна, что начинает фиксацию нарушений только в зоне действия знаков.

– Мы приезжаем в нужное место и медленно движемся рядом с припаркованными авто, – рассказывает Евгений Варьяс. – Камера снимает всех, кто под знаком. Затем мы выжидаем 5–7 минут, ведь по правилам у водителя есть право остановиться, чтобы, например, высадить человека. И проезжаем во второй раз. Те, кто дважды попал в объектив, – нарушители. Остальные отсеиваются. В ГИБДД мы передаем данные только о тех, кто действительно нарушил правила парковки.

Авто с «ПаркРайтом» курсирует по городу в среднем 11 часов в день. По выходным и праздничным дням – два часа. Иногда роль играет человеческий фактор: заболел техник, сломалась машина или сам комплекс отправили на проверку. Разработчики держат связь с томским СМЭУ, интересуются, нет ли проблем.

Зачастую машина с «умной камерой» появляется в тех или иных местах по предписаниям ГИБДД, просьбам администраций районов или жалобам пешеходов. По пробкам едем на ул. Котовского. Там всегда много нарушителей. Любят парковаться под знаками на Советской, на Савиных – там сугробов меньше.

– Видите, какой поток! – говорит водитель CМЭУ. – Пока доберешься по заторам от одного адреса до другого, пока зафиксируешь – мы же не несемся, а тихонько едем, чтобы все заснять. Выждать интервал надо еще перед вторым кругом. Вот и получается, что особо много адресов за день не проедешь, обычно 7–10.

За смену удается выявить до 20 нарушителей. Летом их бывает и 50.

Наш автомобиль наконец поворачивает на Котовского и сбавляет ход. Ярким красно-синим пятном над улицей – знак «остановка запрещена». У левой обочины два автомобиля – УАЗ и «Тойота». «ПаркРайт» включается, и Евгений направляет объектив на стоящие машины. На экране отображаются их госномера.

– Теперь мы должны сами себе найти место для парковки. Под знаками не стоим никогда, ищем положенное место, – говорит водитель. – Иногда это не так просто.

Через семь минут едем на второй круг. УАЗ уже успел уехать – сегодня его водителю повезло. А «Тойота» стоит на прежнем месте. Ее «ПаркРайт» фиксирует повторно: теперь она в списке нарушителей. Уже десятая за день. А впереди – еще несколько адресов.

Незримый наблюдатель

СМЭУ хранит информацию о зафиксированных нарушениях на своих серверах. Срок хранения не регламентируется, но эти данные могут потребоваться, если водитель или ГИБДД решат предъявить их как доказательство в суде.

– Пока таких случаев у нас не было. Но мы можем в любой момент посмотреть, сколько было нарушений в этот день год назад, – рассказывает директор СМЭУ Александр Хурсевич.

На машину с «ПаркРайтом» водители обычно не обращают внимания. А вот комплексы фиксации нарушений скоростного режима томичам знакомы. Иногда, признается Александр Петрович, водители начинают конфликтовать со специалистами, дежурящими возле «треног».

– Осенью был случай в Молчановском районе. На трассе стояла камера, рядом – наша машина. Подъезжает автомобиль, выходят трое. Начинают ругаться с нашими сотрудниками. Вот что делать в такой ситуации? – сетует Хурсевич. – У полиции не хватает человеческого ресурса, чтобы ко всем нашим специалистам приставить охрану. Мы и казаков пытались привлечь для этого. Но, что поделать, случаются неприятные ситуации. Но с «ПаркРайтом» такого не было ни разу, все спокойно.

_j0a0960

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 + 9 =