Ситуация с эпидемией коронавируса стала настоящим вызовом для российского образования: она потребовала быстрого перехода от традиционных форм организации образовательного процесса к дистанционным. Не стал исключением и НОЦ по гуманитарным наукам ТНЦ СО РАН, на базе которого обучаются аспиранты и проводятся курсы английского языка для групп разного уровня. В сжатые сроки занятия здесь были переведены на дистанционный режим.

Кафедра иностранных языков: онлайн и офлайн – не одно и то же

Одним из главных кредо кафед­ры иностранных языков ТНЦ СО РАН всегда было создание уютной атмосферы непринужденного общения на иностранном языке. Как же сохранить ее на расстоянии в качественно ином формате? Как подчеркнула старший преподаватель кафедры Юлия Зеличенко, принципиально важным было продолжить занятия, несмотря на обстоятельства, быстро внести коррективы в организацию учебного процесса:

– В первые дни было сложно. Первое, с чем мы столкнулись,  – это техническая сторона вопроса – укомплектованность рабочего места педагога современными средствами для онлайн-работы. Во-вторых, было необходимо учесть множество нюансов для проведения занятий в таком формате. Очевидно, что онлайн и офлайн – это совсем не одно и то же! Поэтому пришлось в корне пересмотреть привычную методику преподавания, перестроить работу в группах, ориентируясь даже на возраст слушателей, которые тоже должны справиться с технической стороной вопроса. Одно онлайн-занятие по эмоциональной нагрузке на преподавателя можно приравнять к нескольким офлайн-занятиям. Нашей задачей было отобрать тот материал, такие задания, которые можно усвоить слушателям в таком формате, при этом сохранить возможность общения в процессе занятия. Ведь в этом и состоит цель изучения иностранного языка: научиться пользоваться им в самых разных жизненных ситуациях.

Важно подчеркнуть, что практически все слушатели курсов продолжили заниматься онлайн, ни одна из групп не выбыла из расписания. Всего несколько человек не смогли продолжить изучение иностранного языка в силу уважительных причин. Одни на работе находятся в кабинете вместе с другими сотрудниками, и поэтому участие в уроке может помешать их коллегам. Есть и те, кто работает удаленно из дома и вынужден делить компьютер с детьми, переведенными на дистанционное обучение.

На кафедре провели анкетирование слушателей, целью которого было проанализировать новый образовательный опыт. И результаты его очень интересные. В числе плюсов онлайн-формата слушатели языковых курсов называют экономию личного времени – не нужно тратить время на перемещение между офисом и местом проведения занятий, более высокую концентрацию внимания, возможность продолжать изучение и совершенствование английского, получение нового опыта посредством приобщения к образованию будущего. В числе главных минусов: плохое качество связи, сложности с настройкой оборудования, утрата личного общения, эмоций, особенной атмосферы, которые дарит живое занятие. Все без исключения скучают по встречам в своих группах, некоторые из которых занимаются вместе уже не один год.

Убеждена, что любой кризис, сложное время – это всегда зона роста и развития как для слушателей, так и для преподавателей. Новый опыт – знакомство с разными платформами, использование технологий дистанционной работы – был очень полезен для кафедры, и в будущем он сможет применяться для работы со слушателями, находящимися в отъезде. Самым трудным сейчас является то, что никто не знает, когда образование сможет вернуться к традиционным формам организации учебного процесса.

Аспирантура по философским наукам: легче, чем со студентами

По словам Всеволода Ладова, и. о. заведующего Научно-образовательным центром, все обучающиеся в аспирантуре продолжают изучение ранее начатых курсов:

– Аспиранты обеспечены всей необходимой литературой из электронных источников и библиотеки НОЦ ТНЦ СО РАН. Согласно учебному плану они выполняют задания, контрольные работы, которые высылают преподавателям для проверки по электронной почте. Кроме того, для проведения консультаций активно используется платформа Zoom, что позволяет в формате видеоконференции обсудить с преподавателем все возникающие вопросы. Хотелось бы подчеркнуть, что преподаватели НОЦ работают также в томских университетах, поэтому режим дистанционного образования им уже знаком.

По моему мнению, подобный опыт полезен для аспирантов. Это уже сложившиеся самостоятельные личности, обладающие высоким уровнем самоорганизации и дисциплины. Основной работой для молодых ученых является написание диссертационного исследования, что уже предполагает самостоятельный режим работы и индивидуальные консультации с научным руководителем, а занятий по образовательным курсам у аспирантов не так много.

Для аспирантуры переход на дистанционный режим образования не играет столь существенной роли, как при поточном обучении студентов. Поэтому нельзя сказать, что мы сталкиваемся с какими-то принципиальными трудностями, сильно влияющими на уровень подготовки кадров. В этой ситуации мы получаем новый полезный опыт в плане освоения различных дистанционных технологий. Что же касается университетов, где требуется внедрить большое количество учебных курсов, то там дистанционный формат все же вынужденная мера, нежели переход образования на качественно новый, более высокий уровень. Однако по мере решения возникающих технических вопросов и повышения компетентности и преподавателей, и студентов в обращении с продуктами цифровой среды, возможно, мы будем говорить о полезности сегодняшней ситуации для развития образовательных технологий в целом.

Автор: Записала Ольга Булгакова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 − = 11