Как учителя учат подростков общаться

IMG_6228

Взрослому человеку нет-нет да и захочется вернуться в школу. Почувствовать снова эту атмосферу юности, беспечности, бесконечных открытий. Узнать, в конце концов, как и чему сейчас учат их детей… Накануне Дня учителя журналисты «ТН» получили такую возможность, побывав на уроке обществознания в Сибирском лицее.

IMG_6278

Поговори с собой

На шею Вячеславу Таукину так и хочется повесить табличку «Редкий вид»: подтянутый, уверенный в себе, умный (получает третье высшее образование, психологическое. Первое – педагогическое, второе – управленческое), мужчина в самом расцвете сил…

– К сожалению, с середины 1990-х годов остались стереотипы о школе – о нищенской зарплате, удручающей атмосфере и так далее. Все это давно не соответствует действительности, – заступается Вячеслав за профессию. – Тем не менее парней в педагогические университеты идет мало. Не потому, что не престижно (как можно говорить о непрестижности профессии, когда любой родитель вне зависимости от социального положения смотрит на учителя снизу вверх!). Просто педвузы себя слабо пиарят.

IMG_6305

Между тем класс наполняется семиклассниками. Любо-дорого посмотреть: девочки одеты в красно-черные клетчатые юбочки и белые блузки, каждый мальчик – в светлой рубашке и красной жилетке… В обстановке первое, что бросается в глаза, – парты стоят не рядами, как в нашем детстве, а буквой «П». Так удобнее – все ученики перед глазами. Вячеслав Петрович пишет на доске: «ЧЕЛОВЕК». И спрашивает:

– Какой вопрос нужно задать человеку, чтобы получить знание о нем? Вот, например, вы видите эту девушку впервые (Вячеслав показывает на нашего фотографа Веронику). О чем спросите ее, чтобы получить о ней информацию?

– Что вы делаете? – раздаются несколько голосов.

– Фотографирую, – улыбается Вероника.

– И так было понятно, что это фотограф, – указывает на ошибку учитель. – Чтобы получить правильный ответ, нужно задать правильный вопрос. Сначала – самому себе. Итак, пишем тему урока: «Кто Я?». Я – с большой буквы. Не поняв себя, мы не сможем общаться с обществом. А общество работает тогда, когда люди в нем общаются.

Вспоминаю, что в середине 1990-х, когда училась я, в школах не особо обращали внимания на такие «бантики», и многие так и не приобрели бесценного навыка общения.

IMG_6300

Урок человечности

Вячеславу Петровичу приходится заставлять детей думать над жизненными вопросами: что отличает человека? Две ноги, говорите? А если инвалид на коляске – он уже не человек? Что еще? Человечность? А что такое, по-вашему, человечность?

– Ну, например, котиков бездом­ных жалеешь, подкармливаешь их, – нерешительно предлагают вариант девчонки (мальчишки стойко молчат, но Вячеслав их и не дергает: понимает, что стеснительность в этом возрасте гипертрофирована).

– А если подруга не любит котиков или у нее аллергия, она не человек?

В этих обсуждениях 45 минут урока проходят незаметно. Домашнее задание – сформулировать, что главное в личности.

– Вячеслав Петрович, я вам вопросы отправил «ВКонтакте» (самая популярная среди подростков соцсеть), – подходит после звонка мальчик по имени Георгий.

– Хорошо, посмотрю, – отвечает и объясняет нам: – Это близкая для них форма общения, почему бы не использовать для проверки домашнего задания?

Одна из девочек, прощаясь, протягивает учителю конфетку:

– Это вам. Урок человечности!

IMG_6241

«У молодых учителей часто нет определенных навыков, которых не дают в вузе, – считает Вячеслав Таукин. – Например, умения говорить. Риторика – искусство, и ему надо учиться. Или, например, актерское мастерство: быть суровым, когда хочется смеяться, и улыбаться, когда хочется плакать. После первой практики на четвертом курсе у меня состоялся диалог с мамой (а в моей семье несколько поколений учителей): «Ну как?» – «Понравилось, дети великолепны!» – «Значит, ты хорошо сыграл учителя»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 − двенадцать =