Как удаленность от столицы России превратить в конкурентное преимущество

О существенной интенсификации международной деятельности Томской области (равно как и выросшей известности региона в других странах) можно судить хотя бы по участившимся визитам: только в 2012 году глава региона Сергей Жвачкин встречался с послами Франции, Великобритании, США, ФРГ, Дании, Мексики и несколькими генеральными консулами. Состоялись приемы 34 официальных делегаций и бизнес-миссий, организовано 14 выездных мероприятий.

Зачем Томску эти хлопоты? Что регион предлагает и чего ждет от контактов с заграницей? Об этом «ТН» рассказал начальник областного департамента международных и региональных связей Алексей Стуканов.

Объем международных услуг за январь – сентябрь 2012 года составил 11 млн долларов, в том числе экспорт услуг – 9,9 млн, импорт услуг – 1,1 млн долларов.

– Не ограничиваться контактами стран на высшем уровне, а максимально развивать их на региональном – тенденция последнего времени. Выстраивая отношения с соседями (и не соседями тоже), каждый регион отталкивается от своих конкурентных преимуществ и движется за спросом. Преимущества Томской области – ресурсы (нефть, газ, лес, кварцевый песок, бурый уголь, торф, железная руда), мощный научно-образовательный комплекс и инновации: не случайно томский показатель доли высокотехнологичной продукции в общем объеме выше среднероссийского в 2,5 раза.

– Но мы так далеко от всех – живем в центре страны…

– А это недостаток или преимущество? Наши партнеры из сингапурской госкорпорации «Джуронг» считают, что это плюс: мы расположены удобно, чтобы работать и с Европой, и с Азией. Мы ни с кем не граничим и можем со всеми дружить одинаково. Губернатор Сергей Жвачкин в Американской торговой палате так и ответил на вопрос о преимуществах Томской области по сравнению с другими российскими регионами: «Мы дальше от Москвы». Поэтому среди наших партнеров – и Франция, и Австрия, и Австралия, и Китай, и Сингапур,  мы ко всем относимся с одинаковым уважением, ожидая выгод от сотрудничества.

– Каких именно?

– Во-первых, мы ищем хороший опыт. Идем за научно-образовательными и инновационными ноу-хау. В томских высокотехнологичных компаниях (а их порядка 400) работают инициативные и креативные люди, у многих – острое желание пробиться на внешние рынки. Наши природные богатства также интересны зарубежным компаниям. Мы помогаем им найти общий язык с томским бизнесом, властью и федеральными агентствами, отвечающими за природные ресурсы. Не надо забывать и о культурном сотрудничестве – это важно для молодежного, требовательного к качеству жизни Томска.

Собираем лучшие практики

– Как нащупывается и фиксируется этот взаимный интерес, в каких форматах работаем?

– Мы можем идти через межрегиональное сотрудничество, подписывая договор с регионом. Пользуемся и преимуществами членства в международных организациях: Томск – единственный из российских городов состоит во Всемирном партнерстве энергетических городов и в Ассоциации азиатских городов «XXI век» – там нас очень тепло принимают, особенно Ханой, Куала-Лумпур и Тайбэй.

– И все же – что до них Томску? Совершенно другая жизнь, культура, менталитет…

– Мы собираем лучшие практики. Например, в области градостроительной деятельности, цифровой картографии. Идет обмен спортивными, общественными делегациями. Но наш приоритет – опять-таки образование. Азия потенциально более перспективна в плане привлечения иностранных студентов. Студенты из Китая, Вьетнама, Монголии заинтересованы в получении образования в томских университетах, а ведь есть еще Индонезия, Филиппины…

Ну и производство: с 2009 года в Асине реализуется проект по созданию комплекса предприятий по глубокой переработке древесины, там уже работает около полутысячи человек и вложено 1,7 млрд рублей инвестиций. С провинцией Цзянсу подписан меморандум о научно-техническом сотрудничестве, и томские студенты регулярно получают стипендии для обучения в тайваньских вузах.

Существует и форма работы со страной, компанией по конкретному проекту. Например, с корпорацией «Джуронг», опыт и возможности которой мы привлекаем для развития ТВЗ. Неделю назад они представляли свой анализ: очень основательно подошли, работали не только в Томске, но и в других субъектах, в Сколково ездили. Первым этапом мы довольны, но намерены вывести сотрудничество на более высокий уровень: хотим, чтобы сингапурцы приобщились к управлению зоной и участвовали в реализации составленного ими же мастер-плана.

Оксфорд поможет

– Какие направления сотрудничества развиваются в Европе?

– В Британии работаем с Окс­фордским университетом по проекту международной коммерциализации (ISIS) – он единственный на всю Россию. В университетском офисе коммерциализации создана структура Isis Enterprise: она помогает нашим компаниям с выходом на внешний рынок.

– Томский бизнес дорос до этого? Он еще российские рынки толком не освоил…

– По версии «Эксперта», до 80% российской инновационной продукции не востребовано на внутреннем рынке, а внешние потребители в ней заинтересованы. Как тут не прогадать, как соблюсти свою выгоду? Требуется квалифицированный, честный и безопасный консалтинг. ISIS проводит экспертизу, оценивая готовность компании к «выходу в свет». Если нет – укажут, что надо доработать. Бывает и так: «Такая идея уже существует, товар производится там-то – либо делайте лучше, либо переключайтесь на другое». Затем представителей компании обучают инвесторы, бизнес-ангелы, бизнесмены. К каждой фирме ISIS на год прикрепляет своего куратора, а через год должен быть результат: либо продажа технологии, либо лицензионное соглашение, либо организация предприятия. Из полусотни поданных заявок за два года отобраны 17 компаний. Среди них – реально способные производить уникальную продукцию мирового уровня «Томьаналит», «Сибспарк», НИОСТ, ИФАР, «Триаксес», «Элком+».

Важно, что ISIS не ищет прибыли от наших проектов, не пытается включиться в них – просто продает свои услуги. А мы оплачиваем их из средств, выделенных бюджетом на поддержку коммерциализации продукции томских инновационных предприятий.

Проекты культурные и житейские

– Каковы плоды сотрудничества с Францией и Германией?

– Они у томичей на слуху. Это не только культурные (при поддержке посольства у нас создается «Дом Франции») и научно-образовательные проекты (Лотарингия – наш «портал» на французские высокотехнологичные рынки), но и сугубо житейские: две крупные компании зашли в томское ЖКХ: «Веолия» взяла в аренду водоканал, ERDF занимается областными электросетями. У «Веолии» это пилотный проект, компания намерена посмотреть, можно ли работать в России.

Общий товарооборот Томской области с Германией в первом полугодии достиг 8,3 млн долларов, накопленных прямых инвестиций – 1,1 млн. Плотно работаем с Нижней Саксонией, Саксонией (Лейпцигом), Мекленбург-Передней Померанией и Баден-Вюртембергом. Вместе с германскими партнерами принимаем участие в программах и проектах ЕС для привлечения в Томск международного опыта и для того, чтобы дать возможность томичам представить себя в Германии.

14 ноября прошла встреча губернатора Сергея Жвачкина с послом Королевства Дания в России Томом Рисдалем Йенсеном. Готовясь к визиту, датчане ознакомились с результатами исследования консалтинговой компанией перспективы развития российских городов.

– Как оказалось, бурное развитие предрекают четырем кластерам, которым прогнозируют важную роль в развитии экономики России. Среди них – Екатеринбург и Томск, – заявил посол Дании. – Томский регион является наиболее перспективным с точки зрения научно-технического и технологического развития

Импорт товаров осуществлялся из 47 стран дальнего зарубежья и восьми стран СНГ. Основные импортные товары: продукты неорганической химии, продукты питания, машины и оборудование.

На долю стран дальнего зарубежья приходится 82% внешнеторгового оборота, на долю государств – участников СНГ– 18%.

Внешнеторговый оборот Томской области, по данным Томскстата, за январь – сентябрь 2012 года составил 811,2 млн долларов и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился вдвое – и по экспорту, и по импорту.

Экспорт товаров осуществлялся в 43 страны дальнего зарубежья и 10 стран СНГ. Основные экспортные товары: продукты неорганической химии, нефть, лесоматериалы обработанные и необработанные, кедровые орехи.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать − девять =