Издалека и не скажешь, что это за здание в центре тихого микрорайона рядом с ДК «Авангард». Симпатичный двухэтажный особняк современного архитектурного стиля… Офис компании? Частная клиника? Подходишь ближе – и ответ находится сам собой: разлитый по всему воздуху добрый запах ни с чем не спутать. Здесь производится продукт, который обязательно должен быть на столе у каждого человека. Утром, на обед, на ужин и, как говорят в народе, даже в ночь оставаться без него нельзя: вдруг появится усталый путник? В этом уютном здании находится пекарня «Виктория С», а производят тут Его Величество Хлеб.
Продукт № 1
Хлеб – продукт стратегический. Его запасы определяют жизнестойкость любого государства в любых катаклизмах. Хлеб – продукт политический. Его качество, разнообразие и ассортимент говорят об уровне жизни населения. Хлебом прирастает большая экономика, если ставится задача кроме своего народа накормить еще полмира. В последние годы вокруг хлеба много полемики: сытые диетологи спорят о его полезности и вреде.
«Столичный», «Бородинский», «Батон нарезной» – о продукции своего предприятия директор пекарни «Виктория С» Мария Степичева, отдавшая профессии большую часть жизни, рассказывает словно о живых существах. По ее убеждению, хлеб – продукт сакральный, божественного происхождения. Хоть и простой по составу.
– В процессе приготовления хлеба мистическим образом вместе с мукой, водой и дрожжами должны сочетаться неземное вдохновение и часть души хлебопека. В каждой вышедшей из печи булке, – уверена Мария Степичева. – Только тогда хлеб получится красивым и вкусным. Чтобы приносить людям максимальную пользу, он должен быть свежим. Кто бы что ни говорил, из века в век для большинства прием пищи начинается с ароматного кусочка хлеба, а заканчивается пышной сдобой или печеньем к чаю.
Плюсы и минусы очереди
В пекарне «Виктория C» за два десятка лет выработано много механизмов, позволяющих иметь конкурентное преимущество на рынке хлебной продукции. Прежде всего, предприятие максимально близко расположено к своему потребителю. «Виктория С» находится внутри компактного микрорайона, в магазине утром и вечером всегда аншлаг, жильцы окрестных домов берут не только хлеб и нежнейшие булочки, но и ароматное печенье. Продукция, выпеченная с учетом потребностей местных жителей, разлетается вмиг, ничего не делается про запас: батон, оставшийся с вчера, – удар по здоровью. Это принцип Марии Степичевой. Правда, ассортимент и объемы производства приходится понемногу увеличивать. Рынок заставляет, народ рублем голосует: что прикажете делать, если вездесущее сарафанное радио, собрав кучу мнений, говорит, что знаменитый «Столичный» – самый вкусный в городе? Люди едут в пекарню специально за ним, а продуктовые магазины встают в очередь. Конечно, когда покупателей много, все веселей: магазин при пекарне становится еще и центром общения. Но все же, чтобы люди не теряли времени в простом походе за хлебом, руководители компании задумываются об открытии новой торговой точки.
Из одной муки хлеб не испечешь
Увеличение объемов никак не сказывается на качестве. Удерживать высокую планку, сохранять завоеванную репутацию и народную любовь позволяют традиционные подходы. На вопрос, что это такое, Мария Яковлевна отвечает мгновенно – ГОСТы. Да-да, добрые советские технологические стандарты.
– Если положить дрожжей выше норматива, то процесс будет быстрее, изделий будет больше. Этим пользуются крупные производства и магазины, – поясняет директор. – По ГОСТу – меньше и медленнее, но в хлебе не будет невыбродивших дрожжей, опасных для здоровья. Мы много работаем на опаре – безопасный метод, такой хлеб может долго храниться. «Бородинский» делаем вообще по старым, проверенным временем рецептам – используем закваску и завариваем. Всех пекарей обучаем. «Бородинский» получается на загляденье, со вкусом из детства. В основе наших 30 наименований изделий лежат давно испытанные, традиционные, хорошо известные людям сорта, но есть и совсем новые. Их очень сложно запускать. Мы рискуем: а вдруг люди не распробуют? Но время требует новизны, и мы постоянно экспериментируем. В случае удачи в ассортименте появляются «Зерновой», «Кукурузный», «Тыквенный» и другие хлеба с необычным вкусом и наполнением.
И швец, и жнец, и… пекарь
«Виктория С» – семейное предприятие. Союз родственников и тех, кто, как шутит директор, стали родственниками за много лет совместной работы. Можно сказать и по-другому: сплав опыта и молодости. Здесь нельзя быть злым, иначе хлеб отреагирует. Нужно кроме своей работы понимать и чувствовать суть хлеба. И получается, что бухгалтер может печь калачи, а механик гаража в легкую делает слойки. Очень популярный «Горчичный» изготавливается только вручную, он не стал бы любимым у многих, если бы не проходил через добрые, мягкие руки влюбленных в свое дело и в свой продукт людей.
– Жаль, что в последнее время за рядом модных и денежных профессий несколько померкла социальная роль профессии хлебопека и кондитера, – сетует Мария Яковлевна. – Власти привыкли к стабильности рынка и не акцентируют внимание на наших проблемах. Но это не главное: должное воздает нам покупатель, выражая признательность от восхищения за прекрасный вкус хлеба: от фраз вроде «лучше еще не ели» до трогательных стихов, посвященных нашей работе. Это и есть лучшая оценка работы хлебопека.
Пекарня «Виктория С»: Ул. Мичурина, 93/1, тел.: 67-37-81, 67-56-93
Реклама