Как закалялся персидский булат

Татьяна Веснина

TNews802_29_CMYK2

С 15 сентября по 15 декабря Томский областной крае-ведческий музей станет местом хранения сокровищ Персии: клинкового оружия XVII–XIX веков, средневековых миниатюр-иллюстраций к эпосу «Шахнаме», ковров, серебряной посуды и образцов искусства каллиграфии XIX века. Все предметы прибыли в Томск из частных коллекций Москвы, Петербурга и Новосибирска. Название выставки «Золотой булат Персии», с одной стороны, возвращает массового зрителя в почти сказочные, былинные времена, а с другой – обращает к страницам томской истории.

Томский след в персидском искусстве

– Золото и булат Персии – два бренда Древнего Востока. Поэтому мы и вынесли их в название, – говорит куратор выставочного проекта Алексей Пронин, кандидат исторических наук. – Золото надо понимать широко: это и украшения, и блестящая работа мастеров, которые покрывали сложнейшими и тончайшими орнаментами оружие и предметы домашнего обихода. Второе сокровище – булат. Он окутан множеством легенд, мифов, загадок. Булатный клинок – оружие статусное, дорогое, это всегда принадлежность воина, мужчины.

Считается, что рецепт изготовления булата утерян в веках. Однако, когда мы стали прорабатывать тематику выставки, наткнулись на один интересный факт: в Иране среди европейских исследователей булата признают только одного человека – Павла Петровича Аносова. Считается, что именно ему удалось раскрыть секрет персидского булата – получить все высшие сорта булата, воспроизвести его механические свойства. Образцы аносовского металла есть в современных иранских собраниях. Думаю, фамилия Аносова хорошо знакома томичам. С 1847 по 1851 год Аносов был губернатором Томской губернии. Вот почему наш проект открывается именно в Томске, а потом он переедет в Новосибирск, который во времена губернаторства Аносова входил в состав Томской губернии.

TNews802_29_CMYK

Сталь идет с Востока

– Чтобы понять, что перед тобой персидский булат, а не подделка, надо прежде всего обратить внимание на структуру металла. Посмотрите, как она проступает на спусках клинка, – Алексей берет в руки шамшир, изготовленный в XVII веке. – По всей длине виден тончайший рисунок, представляющий собой сложный хаотичный узор – сочетание матовых темных и серых глянцевых, блестящих волнистых линий.

Оружие, которое организатор проекта называет шамширом, для непосвященного выглядит как сабля, но с особым изгибом. Оказывается, что саблей шамшир называют и некоторые русские историографы в своих трудах.

– Но правильнее говорить «клинок», – замечает Алексей. – Вот этот шамшир весом более килограмма, и он близок к мечам. Это оружие массивное, не для фехтования в стиле д’Артаньяна, когда машут налево и направо. Шамшир предназначался для поражения тяжело вооруженного противника, одетого в металлические доспехи – кольчатые или пластинчатые панцири. Поэтому клинок имеет необычную геометрию – очень большой изгиб для нанесения мощного режущего удара. Им не нужно, как шашкой, рубить с оттягом.

На одной стороне клинка ближе к рукояти сделана золотая насечка – это автограф мастера, одного из знаменитых персидских оружейников – Асадуллы из Исфахана. Был он придворным кузнецом шаха Аббаса Великого, и его имя было своего рода брендом оружейного дела. Каждый предмет, изготовленный в мастерской Асадуллы, – вещь штучная, так как параметры оружия высчитывались под анатомию конкретного человека.

В краеведческом музее представлено не только боевое, но и охотничье оружие. Охота всегда считалась занятием аристократов, а значит, для нее необходимо было статусное оружие. Один из таких клинков с красивой золотой инкрустацией представлен в витрине рядом с асадуллаевским шамширом.

– Вместе с талваром мы представили подборку наиболее роскошных эфесов. Они покрыты традиционным для исламского мира растительным орнаментом. Слой золота, особенно на рукояти талварской сабли, довольно значительный. И уже эта деталь отличает их от современных изделий. В нынешнем Иране они являются самостоятельным предметом коллекционирования.

Персия, Персия – страна чудес

Аккомпанементом к основному мотиву, который задает уникальная коллекция холодного оружия, может служить коллекция предметов искусства и быта. Например, классическая персидская миниа-тюра. Она дает наглядное представление о костюме воина и о том, как носилось оружие, как применялось в бою. Сорок девять иллюстраций из эпоса «Шахнаме» Фирдоуси вместе с коврами, посудой и письменными принадлежностями для каллиграфии создают ту необходимую среду, ту неповторимую атмосферу Востока, которая в нашем сознании связана со сказками «Тысячи и одной ночи».

– Для нас выставка «Золотой булат Персии» имеет не только просветительское и эстетическое значение, но и воспитательное – она учит толерантности, – подчеркнула на открытии заместитель директора музея Светлана Зоркальцева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × 3 =