Как живет самое медвежье месторождение области

IMG_6523

История освоения Крапивинского нефтяного месторождения – классический пример грамотного планирования и удачных инвестиций. Оно было открыто в 1984 году, а осваивать его работники «Томск-нефти» начали в 1996–1997 годах. В то время цена на нефть была еще ниже, чем сейчас. Роста стоимости черного золота не предвиделось, и многие эксперты считали, что миллиардные инвестиции в Крапивинское месторождение будут окупаться очень долго, если вообще окупятся. Сейчас это одно из лучших месторождений «Томскнефти». А окупило оно себя уже в первые годы эксплуатации (чему, конечно, способствовали и беспримерно высокие цены на нефть в 2000-е годы).

томскнефть замена

Вопреки обстоятельствам

Крапивинское месторождение, или Крапива, как называют его нефтяники, расположено на территории Каргасокского района Томской области. 600 км от Томска, 450 км от Стрежевого, 150 км от Каргаска… Его юго-западная часть находится в Омской области (поэтому среди вахтовиков много омичей). Крапивинское месторождение считается самым медвежьим: хозяева тайги водятся тут в немалом количестве. Поэтому всем работникам строго запрещено передвигаться между объектами пешком – только на машинах.

Запасы нефти Крапивинского оцениваются в 36,5 млн тонн. Право на разработку Крапивы ОАО «Томскнефть» ВНК получило в 1994 году. Чтобы ввести в эксплуатацию месторождение, расположенное посреди тайги и болот, вдали от поселений и вахтовых поселков, нужно было вложить огромное количество ресурсов не только в бурение и обустройство, но и в инфраструктуру, в том числе в строительство дорог. Трасса от Крапивы до вахтового поселка Пионерного, давно ставшая для нефтяников дорогой жизни, строилась не один год. Поэтому долгое время завозить на месторождение людей и грузы можно было только по зимнику или по воздуху.

Нефть во второй половине 1990-х годов стоила в пределах 15–20 долларов за баррель, что было немногим выше рентабельности. И эксперты утверждали, что в ближайшее десятилетие цена на черное золото расти не будет. Тем не менее тогдашние руководители «Томскнефти» смогли изыскать необходимые ресурсы для освоения месторождения, полагая, что потребность мировой экономики в источниках энергии будет увеличиваться. И они не ошиблись.

Крапивинское месторождение было введено в эксплуатацию в 1998 году. Через два-три года нефтяные цены рванули вверх, и Крапива стала приносить стабильный доход нефтяникам, а также Томской области и всей стране в виде налогов.

IMG_6505

Оператором пойдешь?

В 2001 году было введено в эксплуатацию небольшое по запасам Двуреченское месторождение, расположенное недалеко от Крапивинского. В совокупности оба дают около 2 млн тонн нефти в год.

– На нас приходится примерно 20% от всей добычи «Томскнефти», – говорит заместитель начальника цеха добычи нефти и газа № 10 Сергей Тараненко. – По объему добычи нефти и газа наш цех находится на втором месте в компании. У нас работают 99 человек, из них 28 – инженерно-технические работники, остальные – операторы добычи. Всего мы обслуживаем 50 кустов, в каждом из них находится от 7 до 24 скважин (нефтяные, водозаборные, нагнетательные). В этом году еще два куста добавятся на Крапивинском месторождении, один – на Двуреченском. Сейчас ведутся работы по вводу в строй куста № 1 Моисеевского месторождения.

Сергей Тараненко подчеркивает, что главная ценность компании – люди, их профессионализм и самоотдача. Подтверждением этого является его собственная биография, довольно типичная для многих томских нефтяников. После школы он попытался поступить на факультет иностранных языков Томского педагогического института, но завалил сочинение. Пошел в армию. В 1994 году вернулся на гражданку и обнаружил, что найти работу, тем более с приличной зарплатой, очень трудно.

– В Каргаске мужики сказали: езжай в Стрежевой, может, там что найдешь, – вспоминает Сергей. – Я приехал, походил по конторам, в одной из них мне предложили: пойдешь работать оператором? Я не знал, что это за специальность, но сказал, что пойду. Так я начал работать в «Томскнефти» оператором добычи нефти и газа.

Довольно быстро Тараненко стал одним из лучших в своем деле. В 1999 году он выиграл конкурс профессионального мастерства и был назначен мастером добычи. В 2002 году – перевод на Крапивинское месторождение и назначение технологом. Потом – ведущим технологом. Четыре года назад стал заместителем начальника цеха. Без отрыва от работы Сергей получил высшее образование по профильной специальности в ТПУ.

Конкурсы профессионального мастерства – часть системы кад-ровой подготовки «Томскнефти». Ее суть в том, чтобы у всех работников был стимул и возможность развиваться и постоянно двигаться вперед. Эта система все время совершенствуется. В какой-то момент была введена процедура наставничества: новичок закрепляется за опытным специалистом, который на практике учит его азам профессии.

IMG_6013-Тараненко– Раньше молодой работник мог пять лет находиться на одном месте, оставаясь на все том же уровне. Сейчас мы не даем ему сидеть просто так, – рассказывает Сергей Тараненко. – Мы постоянно его учим, стремимся, чтобы каждый сотрудник повышал свой профессионализм. Сейчас все очень быстро меняется, в том числе технологии и приемы работы. Поэтому нефтяники должны уметь быстро осваивать все нововведения.

Правда, для самого Тараненко повышение уровня профессионализма его подчиненных оборачивается кадровыми потерями: все работники его цеха, победившие в профессиональных конкурсах, ушли на повышение в другие подразделения компании. Как когда-то и сам Сергей.

нефть

Как все начиналось

Несмотря на динамичное развитие нефтяной отрасли, в ней очень сильны традиции. В

«Томскнефти» много рабочих династий. Люди не только сами прикипают к профессии нефтяника душой, но и заражают этой тягой родных и близких. Есть представители таких династий и на Крапиве. Например, Зензины, Величко…

О последних можно рассказывать долго. Мастер добычи Сергей Величко работает на Крапивинском месторождении с самого начала, он один из немногих старожилов. Его жена Ирина трудится тут же оператором пульта управления. В «Томскнефть» Сергей пришел в 1992 году вслед за своим старшим братом Александром, который сейчас работает начальником смены в региональной инженерно-технической службе в вахтовом поселке Пионерном. А основателем династии нефтяников был их отец: он прошел путь от сварщика до мастера добычи нефти и газа. Именно он и привел своих сыновей в профессию.

– Вначале тут, кроме грязи, ничего не было, – вспоминает Сергей Величко свое первое знакомство с Крапивинским месторождением. – В этой грязи стояли два балка (вагон-бытовка для жилья. – Прим. ред.) и была оборудована вертолетная площадка. Нас было всего несколько человек: два оператора, мастер и начальник участка. Ни геологов, ни технологов – никого тогда еще не было, все потом пришли. Но при этом оборудование по добыче нефти уже тогда использовали самое современное.

Сейчас Сергей Величко отвечает за работу 15 кустов, состоящих из 170 добывающих скважин, в его подчинении находятся десять операторов. Несмотря на огромный опыт и звание старожила, к новичкам он относится серьезно, без этакой небрежной снисходительности. По его словам, молодые приходят работать с лучшими теоретическими знаниями, чем раньше, да и амбиций у них побольше. Ну а практика дело наживное. Сергей и его коллеги как наставники постоянно передают свой опыт молодежи.

Семья Величко, как и все нефтяники на Крапиве, работает вахтовым методом: 15 суток в месяц трудятся по 12 часов в день на месторождении, потом 15 суток живут дома (в Юрге Кемеровской области). Иногда их графики не совпадают, и бывает так, что муж уже несколько дней находится на вахте, а жена еще отдыхает дома.

Многим нравится такой график – 15 через 15. Это, например, дает возможность несколько раз в год ездить отдыхать за границу или в другие регионы России. Особенно турпоездками увлекается молодежь – те, кто еще не завел семью.

Особенности болотного бурения

Текущий объем добычи на Крапивинском месторождении поддерживается благодаря бурению новых скважин. До 2018 года запланировано построить семь кустов. В совокупности это около полусотни скважин.

Первая буровая установка в этом году начала работать на кусте № 24. Конкурс на буровые работы выиграло АО «Нижневартовскбурнефть». По плану бурение должно было начаться 25 февраля, однако в реальности оно стартовало на неделю раньше. Работу буровиков от имени ОАО «Томскнефть» ВНК контролирует волгоградская компания ООО «Инко-Сервис». Она также выиграла соответствующий конкурс.

– Мы представляем сервисные услуги по сопровождению строительства скважин при бурении, – объясняет сотрудник волгоградской компании Сергей Кокин, должность которого звучит красиво, но непонятно – супервайзер. Его функции заключаются в том, чтобы контролировать правильность бурения скважин согласно планам заказчика. – На этом кусте планируется пробурить семь скважин глубиной в среднем 3,6 тыс. метров каждая. Сейчас бурится первая, ее глубина составит 3,9 тыс. метров с отходом от устья скважины 1 700 метров.

Отход от устья означает, что на последнем этапе бурения наклонно направленная скважина уйдет вбок и будет проложена горизонтально. Так же и с остальными скважинами этого куста. Это связано с геологическими особенностями.

– Тут всюду болото, – поясняет Сергей Кокин. – Далеко не везде можно поставить буровую установку. Проще и дешевле один раз найти подходящее место, отсыпать его, поставить буровую и оттуда попасть в нужные пласты.

Глубина первой скважины достигает сейчас около 3 942 метра, по графику на бурение должно уйти 35 суток.

Штучная специальность

Из-за мощного и ровного гудения разговаривать вблизи буровой установки трудно, люди еле слышат друг друга. Часть пространства, примыкающая к выш-ке, полностью закрыта со всех сторон. Там работают механизмы по выгребанию породы и прочему обслуживанию установки. Находиться в этом пространстве небезопасно, поэтому посторонних людей буровики туда не допускают.

Сама установка столь громоздка, что сразу возникает вопрос о том, как ее вообще удалось сюда доставить.

– Буровая установка отечественная, производства Уралмаша. Она полностью разбирается и собирается, – объяснил начальник буровой Ахат Файзулин. – Чтобы перевезти все детали, требуется примерно 120 больших грузовиков. На самой буровой сейчас работают 15 человек. Плюс сотрудники других подрядных организаций – телеметристы, растворщики и прочие специалисты, необходимые для сопровождения бурения и обустройства скважин.

Ахат Файзулин – один из самых опытных буровиков Нижневартовска. В прошлом году он отметил личный юбилей – 30 лет работы в нефтяном бурении. Он бурил почти на всех месторождениях Севера. Но на Крапивинском месторождении работает в первый раз, хотя для «Томскнефти» его бригада пробурила уже немало скважин.

Работников в свою бригаду Файзулин отбирает придирчиво, так как считает, что буровики –штучные специалисты. Тем более для слаженной работы бригады требуется не только высокий профессионализм, но и полное взаимопонимание. Поэтому коллектив у Файзулина сплоченный и стабильный. Самый молодой член бригады работает в ней уже три года.

Сергей Кокин признается, что во время сопровождения строительства скважин ему порой приходится отчитывать подрядчиков, когда они нарушают правила, график или что-то делают некачественно. Но на этой буровой все подходят к делу ответственно, профессионально.

Сергей Тараненко, регулярно наблюдающий за ходом дел на 24-м кусте (здешние скважины предстоит обслуживать его цеху), работой подрядчиков тоже доволен. По его словам, за показатели можно не беспокоиться: новые скважины вступят в дело вовремя и пополнят общую добычу «Томскнефти» своей долей черного золота».

Томск – Каргасокский район – Томск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать + девять =