Как живые бабочки съедают сотни тысяч рублей и когда от них будет доход

Сотни разноцветных бабочек порхают по галерее. Живые цветы наполняют ее благоуханием. Толпы детишек с родителями идут на выставку непрерывным потоком – по 150–200 человек в день, обеспечивая выручку миллион рублей в месяц. Так радужно представляли свой будущий бизнес – бабочкин дом – супруги Ольга Пасечник и Иван Ильютченко. Основания были: они нашли перспективную нишу на рынке развлечений Томска. Но сейчас, спустя несколько месяцев после открытия, констатируют: на старте совершили столько ошибок, что до сих пор не возвратили ни копейки от первоначальных вложений (500 тыс. рублей). Однако это не заставляет предпринимателей опустить руки, наоборот, они уверены: стрессовая ситуация – это возможность для рывка.

Культурный шок

В марте в кинотеатре «Октябрь» работала заезжая выставка живых тропических бабочек. Как и сотни других томичей, Ольга повела детей посмотреть на диковинку. Отдала несколько сотен рублей за билеты, поднялась на второй этаж к павильону и застыла в изумлении: посетителей приглашали в маленький закуток, завешенный поношенной тканью, где было ужасно жарко, душно, а немногочисленные бабочки лениво сидели на стенах или воткнутых там и тут искусственных цветах.

– При этом народу было – не протолкнуться, – вспоминает Ольга Пасечник. – И я подумала: можно сделать лучше и зарабатывать на этом! Я знала, что торговые центры типа «Смайл city» и «Мирамикса» всегда нуждаются в досуговых проектах, даже запускают их на льготных условиях, поскольку те могут увеличить ежедневный людской трафик. Прикинула: даже если в неудобное место с ужасными условиями приходят человек по 200 в день, то в крупном ТЦ с высокой проходимостью будет не меньше. 200 человек да на 30 дней – миллион в месяц будем делать спокойно!

Живой бизнес

Маркетологи «Мирамикса» на Каштаке за идею и впрямь ухватились, предложив «Дому бабочек» суперльготные условия для аренды (примерно в 10 раз отличающиеся от обычной ставки). Правда при подготовке открытия нужно было соблюсти жесткие стандарты, единые для всех арендаторов ТЦ. Так, только на освещение Ольге и Ивану пришлось потратить около 80 тыс. рублей. Плюс ремонт, закупка оборудования и первой партии куколок, зарплата сотрудницам. Итого запуск проекта обошелся в 450–480 тыс. рублей. Из них 270 тыс. были собственные (кредитов не брали принципиально), остальное – услуги с отложенным платежом, например поставка живых цветов от «Томскзеленстроя», за которые расплачивались уже с первой выручки.

– Мы изначально решили заниматься только тропическими бабочками, потому что их куколки не впадают в диапаузу – состояние спячки, – рассказывает Иван Ильютченко. – Найти поставщика было нетрудно: Москва давно и активно осваивает регионы. Но настоящей проблемой стало отсутствие адекватной информации о самих насекомых.

Больше всего Ивана шокировало то, что сроки жизни бабочек сильно отличались от заявленных: должна была жить девять дней – погибала через день, как было с дорогой филиппинской бабочкой.

Методом проб и ошибок

– Бизнес-план я писал из расчета, что бабочка живет 20 дней, можно представить, насколько он не оправдался, – улыбается он. – Сколько бы ты ни прочитал, невозможно учесть все нюансы, пока не начнешь дела.

Например, благостная картинка, когда в галерее порхают сотни бабочек, оказалась далека от реальности: они больше сидят, чем летают, иначе быстро умрут от перерасхода энергии.

– Или, скажем, мы сразу решили: у нас все будет в живых цветах, – добавляет Ольга. – Набрали красивейших цветов, повсюду расставили-развесили, выставка получилась просто сказочной! Люди там очень много времени проводили! Планировали даже продавать цветы от партнеров – и озеленение дополнительное, и прибыль. А оказалось, что бабочки умирают от растений, выращенных в промышленном масштабе, потому что их опрыскивают препаратами от насекомых. Мы давай наш летний сад чистить, таскали на улицу, промывали под дождем, половину загубили…

В «Мирамиксе» «Бабочкин дом» прожил три месяца. Иван Ильютченко из семьи, считай, пропал: торговый центр накладывает на арендаторов жесткие обязательства по времени работы – с 10.00 до 22.00 без каких-либо отлучек, иначе штрафы. А перед открытием бабочек еще надо было кормить: каждую достать из коробки, в которой она спала ночью, развернуть хоботок, дать попить сладкой водички… Если к утру выживало 10 особей, завтрак занимал минут 30, если 40 – то около двух часов. Плюс постоянно приходилось бороться за микроклимат: искусственно поднимать влажность, температуру, что сильно сказывалось на плате за комуслуги.

Надежда умирает последней

– Поток людей в «Мирамиксе» был хороший, но все же оказался далек от наших прогнозов, – говорит Ольга Пасечник. – Да, в выходные приходило по 200 человек (именно в выходные мы посетили ту выставку в «Октябре», и я этого не учла), но в будни в разы меньше. За первый месяц работы мы сделали выручку 200 тыс. рублей. Тоже хорошо, но если бы мы знали, что получим в пять раз меньше от первоначальных планов, то совсем по-другому распределяли бы свои расходы на старте. Например, отказались бы от огромного помещения в 150 «квадратов». Впрочем, настоящий ужас наступил в июне – июле: во-первых, и имевшийся трафик резко упал: люди предпочитали развлечения на открытом воздухе. Во-вторых, рождаемость бабочек снизилась: на их родине в этот период сезон дождей… В общем, жирка мы не скопили и ушли с долгами.

– Честно говоря, я так разочаровался, что до зимы вообще не собирался открывать выставку, – говорит Иван. – Но в августе поступило несколько заказов на живые свадебные фейерверки из бабочек, не дома же их выращивать. Надеюсь, уже зимой, когда качество куколок будет выше, мы сможем вернуть все вложения.

– Я много лет работаю в медиабизнесе (Ольга – владелица делового портала. – Прим. авт.), часто общаюсь с предпринимателями и знаю: халявы нет, даже если в какой-то момент ты поверил (а вдруг!). Закрывать проект смысла не было, тем более что больших затрат для продолжения не требовалось. У нас было оборудование, были знания, мы нашли помещение в ТЦ «Проспект» в пять раз дешевле, оставалось только занять 20 тыс. – 10 на аренду и 10 на первую партию куколок.

Проходимости на новом месте ноль – собственники не раскручивают торговый центр.

– Тысяча рублей выручки в день здесь – хороший результат, хотя он не отбивает всех затрат, – говорит Ольга. – Но это не повод опускать руки. Когда все плохо – это прекрасный толчок для развития: голова начинает лучше работать, неожиданные идеи приходят. Например, сейчас мы решили сконцентрироваться на подготовке зимних, весенних праздников, Дня влюбленных – компании начинают ломать голову насчет подарков партнерам на Новый год, мы хотим предложить им живые открытки: открываешь – а оттуда вылетает бабочка. А нулевая проходимость… Когда становится совсем грустно, говорю Ивану: «Не переживай, будет невмоготу – еще займем денег, дадим рекламу на ТВ, и народ пойдет!» Нет ситуаций, из которых не было бы выхода.

В Интернете почти нет адекватной информации о насекомых. Вот, скажем, бабочка под названием рисовая бумага…

Иван пересаживает со стены на указку крупную белую бабочку:

– О ней в Интернете прочтешь только легенды: она-де символ верности в Китае, ее принято дарить на свадьбы, потому что она, подобно лебедю, выбирает себе партнера на всю жизнь (на самом деле это не так). И ни слова о том, в каких условиях живет, как спаривается, что ест… Основное описание любой разновидности: «Ах, как красиво летает, как переливаются крылышки на солнышке!» Чтобы найти что-то дельное, надо сутками сидеть на форумах, на 150-й странице, глядишь, и найдешь информацию от настоящего специалиста. Зато теперь я разбираюсь в бабочках почти как профессиональный энтомолог

О РЕКЛАМЕ

 Если оценивать количество посетителей, узнавших о нас тем или иным способом, то наибольший процент давал естественный людской трафик в крупном торговом центре. По малобюджетной рекламе на телевидении пришло не так много людей – бесплатная афиша на сайте «Томский обзор» дала больше, – анализирует Ольга Пасечник. – Чтобы получить серьезный эффект от телерекламы, нужно вложить в нее не меньше 100 тыс. (лучше 200), чтобы ролик крутился минимум две недели по 5–6 раз в день. Неожиданно эффективными оказались листовки, распространенные в сети кофеен «Буланже», прямо рекомендую этот вид рекламы малому бизнесу. Больше трети наших посетителей в «Мирамиксе» узнавали о нас благодаря кофейне. Стоит эта услуга около 15 тыс. руб­лей, а заработать на ней можно 100.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 + 12 =