Год театра в регионе продолжает удивлять творческими проектами. Очередной театральный сезон начался с неожиданной новости: под крышей камерного драматического театра Алевтины Буханченко объединяются два коллектива. Теперь на его сцене можно будет увидеть еще и артистов томской драмы. Тех, кто несколько лет назад объединился в сообщество «Игроки» и успешно выпустил несколько антрепризных спектаклей.

Более того, с этого сезона у камерного драматического театра появится второй режиссер. Им станет любимец томской публики артист томской драмы Артем Киселев. Нежданный союз? Еще бы! Но при том весьма любопытный, амбициозный и с большой творческой перспективой.

 

За атмосферу отвечаю

Театру Алевтины Буханченко, который долгое время был известен в городе как театр «Интим», к творческим поискам и экспериментам не привыкать. Это прослеживается даже в первоначальном названии, с которым тот родился на свет в 1991 году – «Экспериментальный камерный театр ИНТИМ». Это был первый для города опыт создания малой сцены. Поиск возможностей более искреннего, доверительного диалога со зрителями.

– Когда мы перебирали варианты названия для нашего театра, случайно наткнулись на интересный факт. В начале XIX века в Петербурге был маленький подвальчик, где выступал Вертинский. Назывался он «Интим», – рассказывает заслуженная артистка России Алевтина Буханченко. – Это в последнее время слово «интим» приобрело не очень благопристойное значение. Но изначально оно подразумевало исключительно качество атмосферы, располагающей к искреннему, задушевному диалогу. Как раз то, о чем мы мечтали, создавая свой театр.

Еще один любопытный факт вскрылся после переезда «Интима» из томской драмы, где он существовал первое время, в зал кинохроники кинотеатра имени Горького. Оказалось, что до 1925 года здесь был небольшой театр – репертуарный, с постоянной труппой. Алевтина Николаевна вспоминает, как Роман Виндерман, впервые оказавшись здесь, глубоко вдохнул: «Театром пахнет!» Подразумевая творческую атмосферу, пропитавшую эти стены.

Театр, любовно созданный потрясающими актерами Николаем Моховым и Алевтиной Буханченко, быстро нашел своего зрителя. Его бархатный зал и сегодня собирает аншлаги. В Год театра камерный драматический идет на очередной эксперимент.

– Чтобы оставаться интересным для зрителей, театр должен меняться. Должен время от времени выходить из собственной зоны комфорта. Без этого нет развития, – убеждена Алевтина Буханченко. – А чтобы это развитие происходило, на смену более старшему и опытному поколению обязательно должны приходить молодые ребята. Креативные. Неравнодушные к профессии. Смелые в своих творческих решениях и желаниях. В таком альянсе – опыта и молодого азарта – рождаются интересные яркие проекты. Мне кажется, Артем Киселев обладает всеми перечисленными качествами.

 

А поговорить?

В кругах обывателей уверенно гуляет стереотип о том, что каждый актер мечтает когда-нибудь поставить спектакль. Артем Киселев за всех артистов планеты говорить не берется. Но у него действительно назрела готовность попробовать себя в новом качестве.

– Не скажу, что я давно и коварно вынашивал план о том, чтобы стать режиссером, – смеется Артем. – Но я всегда с удовольствием занимался подготовкой концертов и капустников. Интересных ролей тоже было достаточно. В какой-то момент появилось понимание: накопленный опыт позволяет мне поговорить со зрителями о том, что трогает и что кажется важным. Есть готовность применить накопленный опыт. И, главное, есть такая потребность.

Два года назад артисты томской драмы затеяли самостоятельный творческий проект – выпуск антрепризных спектаклей с дальнейшим их прокатом на разных площадках города. Инициатором, идейным вдохновителем и режиссером-постановщиком стал Артем Киселев. В амбициозный проект с азартом нырнули не менее любимые артисты томской публики: Антон Антонов, Татьяна Темная, Виталий Огарь, Олеся Казанцева, Иван Лабутин, Данила Дейкун, Андрей Самусев, Елизавета Хрусталева и Дарья Омельченко.

Приблизить мечту к реальности помог грант Союза театральных деятелей России. В итоге объединение «Игроки» выпустило уже два спектакля – французскую комедию «Дурак вашего мужа» и английский детектив «Спящий пес». Обе постановки с успехом шли на сцене Дома ученых. С нынешнего сезона они вошли в афишу камерного драматического театра.

 

…не соседи

Это две хозяйки на одной кухне не уживутся. А два постановщика в одном театре – вполне. Тем более если такое воссоединение – шаг осознанный и интересный для обеих сторон.

– Сразу хотим расставить все точки над «i»: ни Артем, ни другие ребята из своей труппы не уходят, – поясняет Алевтина Буханченко. – Это, если хотите, работа по антрепризному принципу. Почему бы и нет? Весь театральный мир так живет. Сцена нашего театра объединит артистов двух коллективов и двух постановщиков. Параллельно будем присматриваться друг к другу.

– Важно, что и в моих спектаклях, и в спектаклях Алевтины Николаевны будут заняты артисты обеих трупп, – подчеркивает Артем Киселев. – Все-таки хотелось бы ощущать себя не соседями, которые делят общую сцену, а единым творческим организмом.

Появление нового режиссера – всегда шанс, стимул и новые творческие горизонты для театра. Каким путем пойдет камерный драматический театр с приходом молодой команды, пока сказать сложно. Что вероятнее всего останется неизменным, так это общая направленность репертуара. Имеется в виду не жанр, а посыл, который несет театр.

 

– Есть мнение, что театр должен только ставить вопросы, а ответы пусть ищет публика. Я с этим не согласна. Если мы ставим проблему, то должны подсказать и возможный выход из нее. Иначе у театра нет своей позиции, – убеждена руководитель камерного драматического театра. – И потом, людям сегодня и так не просто живется. Зачем же их еще спектаклем добивать? Поэтому я принципиально не беру для постановки «черные» пьесы. И даже если в спектакле трагический финал, сознательно добавлю в него долю оптимизма. Обозначаю надежду. Я хочу, чтобы люди уходили после спектакля с мыслью о том, как прекрасен этот мир. И всегда радуюсь, когда в книге отзывов появляются записи вроде той, что осталась после комедии «Муж на продажу»: «Беру цветы, шампанское и бегу к жене мириться».

У Артема Киселева аналогичная позиция. Накануне режиссерского дебюта – премьеры спектакля «Дурак вашего мужа» – он так объяснял выбор творческого материала:

– Сегодня зрителю не хватает спектаклей легких, смешных, с увлекательным сюжетом. И одновременно глубоких. Французские драматурги в этом смысле особенно хороши. Они умеют изящно и точно раскрыть драму человека. Без надрыва, страданий и разорванной на груди рубахи, чем нередко грешит русский театр.

Первой постановкой Артема на сцене камерного драматического театра станет французская комедия. Название творческая команда пока держит в секрете.

В планах творческой команды – читки пьес и другие формы диалога со зрителем. Одна из ближайших задач – вернуть в зрительный зал студентов. Алевтина Буханченко надеется, что с новой командой это получится.

– Артем мне нравится как актер. Хорошие режиссеры получаются только из хороших актеров. У него есть большое желание пробовать, искать себя. Вместе с Артемом приходят интересные ребята, которые готовы взять на себя решение хозяйственных и финансовых вопросов. И я, и они воспринимаем то, что сейчас происходит, как попытку, как эксперимент. Я буду рада, если всё сложится, и они подхватят театр и поведут его дальше.

Что ж, эксперимент начался. А вместе с ним новый творческий сезон камерного драматического театра, который открылся 12 сентября патриотичной комедией «Матрешка в Париже».

Елена Маркина

Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

44 + = 48