Кассовый спор

«ТН» уже писали о непростой ситуа-ции, возникшей в этом году буквально на ровном месте.

IMG_6300Население города столк-нулось с проблемой, когда вдруг стало невозможным быстро заплатить за водоснабжение и водоотведение. По чьей вине операторы «Почты России» ныне не могут принимать плату, мы попросили рассказать заместителя директора УФПС Томской области по экономике и финансам Анжелику Харжавину.
– В чем суть резонансной проблемы, вызвавшей огромное недовольство людей, привычно подающих в окошечко квитки для оплаты коммунальных услуг: три квитанции берут, а с четвертой, на воду, отправляют не в ближний свет?
– Ввиду того что именно к нам предъявляют необоснованные упреки, а эта ситуация может повториться в феврале, мы хотим разъяснить суть происходящего. Дело в том, что население на сегодняшний день ограничено правом выбора места и способа оплаты коммунальных услуг за водоснабжение и водоотведение. Как появилась проблема? В Томске исторически сложилось, что люди могли оплатить услугу в Томском расчетном центре (ТРЦ) либо через платежных агентов, получавших это право по действующим договорам, то есть у населения всегда было право выбора.
До 31 декабря 2014 года мы работали с ТРЦ по договору, который действовал с 2009 года. Но отношения между нами с 1 января 2015 расторгнуты согласно полученному уведомлению от ТРЦ. Продлить договор никто не предлагал, так как был проведен запрос предложений, согласно которому победителем стал участник, предложивший наименьшую цену. Мы не участвовали в конкурсе по выбору поставщика услуг.
– «Почта России» уже много лет стабильно и успешно оказывала эти услуги населению.
– Дело в том, что в конкурсной документации ТРЦ был указан очень низкий процент вознаграждения, который платится агенту. Он для нас неприемлем по причине нерентабельности. Если мы возьмемся оказывать услугу, то она будет для «Почты России» убыточной. Оптимизировать сеть почтовой связи в области в целях экономии расходов согласно Федеральному закону «О почтовой связи» мы не имеем права. Если в центре Васюганского болота живет хоть один одинокий пенсионер, желающий воспользоваться услугами связи, то мы обязаны доставить ему письмо, газеты и журналы по единым тарифам общедоступной почтовой связи. Чтобы система почтовой связи работала полноценно, мы, как и любая коммерческая организация, оказываем услуги, не регулируемые Федеральной службой по тарифам, с учетом нормативной рентабельности. Мы не можем работать заведомо в минус.
– Почему же тогда организацию-победителя устроило вознаграждение 1% с НДС?
– Выигравшая конкурс организация имеет много точек приема платежей, но это в основном терминалы. Клиенты сами набирают реквизиты, показания счетчиков и суммы и сами же отвечают за свои операции. Может быть, молодому поколению и удобней платить по терминалу, а вот пенсионерам сложно, высока вероятность ошибки. Понятно, что старшему поколению оплата платежей через оператора привычней и понятней.
У нас же технологический процесс оказания услуг по приему платежей отличается тем, что всю информацию с квитанции в систему вносит оператор: сумму, показания счетчиков, при этом он несет персональную ответственность. Данный процесс увеличивает стоимость услуги, ведь оператору за время обслуживания клиента платится заработная плата, отчисляются налоги.
– А ведь это серьезная социальная проблема. Не думаю, что вы не могли не предполагать о последствиях. Руководство ТРЦ утверждало, что пыталось с вами договориться, но вы отказались, предложив им переложить комиссионные на потребителя.
– Мы на самом деле предполагали, что может последовать негативная реакция населения, и потому еще 2 декабря написали официальное письмо в ТРЦ, предупредив, что на таких условиях не можем участвовать в конкурсе, и предложили в диалоге обсудить ситуацию. Мы рассчитывали, что деловые переговоры помогут разрешить проблему в пользу населения. Но, к сожалению, наше предложение было проигнорировано. На своем сайте ЗАО «Томский расчетный центр» представило «Почту России» стороной спора, не желающей договариваться по снижению вознаграждения и, более того, предлагающей переложить издержки на физические лица.
На повторное письмо, накануне нового года, предлагающее опровергнуть недостоверную информацию о нас, отклика от ТРЦ так и не поступило. Впрочем, на сегодняшний день ситуация не изменилась.
Так как переговоров не было, то и комиссию с потребителя мы тоже не могли предлагать. Несмотря ни на что мы стараемся не перекладывать стоимость наших услуг на население и работаем в основной части наших действующих договоров с другими организациями по оплате за счет поставщиков услуг.
– Чем можно объяснить такую неуступчивую позицию ваших партнеров?
– Нам трудно объяснить, почему наше предложение по поиску компромисса игнорируется, можем лишь предполагать, что ТРЦ выбрал стратегию экономии, и потому в конкурсном задании были предложены низкие проценты комиссии. Согласна, что времена непростые, экономить приходится всем, но здесь вопрос касается не только отношений двух хозяйствующих субъектов, а задевает права десятков тысяч горожан.
Что получилось в итоге? Огромное количество людей, штурмующих ТРЦ и терминалы банка, а ведь это самые аккуратные плательщики – пенсионеры. Они не умеют пользоваться терминалами, а у ТРЦ всего четыре пункта приема платежей на весь город. Очень много негатива у населения: люди недоумевают и жалуются, что наши операторы отсылают их заплатить за воду в других пунктах приема. Хорошо ли пожилому человеку из-за 200 рублей за воду ехать через весь город? И выстоять пару часов. А что делать с ошибками при использовании пенсионерами терминалов?
Мы пытаемся объяснить нашим клиентам, что это не вина «Почты России» и рады бы помочь, но у нас нет законных оснований, пока ситуация не отрегулирована и не будет действующего договора на прием платежей. Сейчас весь негатив выслушивают сотрудники ТРЦ и отделений связи, население возмущено, негодует, ведь о них никто не подумал в погоне за экономией.
– Но какой-то же выход должен быть найден, иначе в феврале будет новый взрыв недовольства.
– Давно известна аксиома, что путем переговоров всегда можно найти решение. В любой ситуации можно прийти к компромиссу. Мы готовы к переговорам, наша сеть готова к приему платежей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × один =