КФХ «Неумержицкий» – семейное хозяйство

Спонсор рубрики «Вечные ценности»  — ООО «Стройгаз», генеральный директор Александр Ким

Неумержитскиe

Анатолий Неумержицкий из тех людей, о которых говорят: «На них все держится». Он всю жизнь прожил в селе Ягодном Асиновского района Томской области, работал в совхозе, потом стал фермером и постепенно вывел свое хозяйство на хороший уровень. А параллельно вместе с женой воспитал троих детей, которые теперь его первые помощники и дома, и в поле. И единственные: КФХ «Неумержицкий» – семейное хозяйство. Сегодня Анатолий Николаевич – не только глава семьи и руководитель КФХ, но еще и депутат Думы Асиновского района.

Судьба деревни

Село Ягодное и деревня Маложирово расположены по соседству. В советское время входили в один колхоз, развивались практически синхронно. Ягодное разруху 1980-х достаточно успешно преодолело и стало развиваться дальше. У Маложирова начались проблемы. И если теперь для крестьян Ягодного не хватает посевных площадей, то в Маложирове пустует более 2,5 тыс. га. Как так? Почему в России одни деревни загибаются, а другие не то чтобы стремительно, но все-таки развиваются, даже несмотря на то что сельское хозяйство в нашей стране долгое время находилось в кризисе и было обделено вниманием государства? Да и сейчас аграриев только-только начинают восстанавливать в правах… Конечно, влияет множество факторов, но, как правило, в деревнях с населением несколько сотен человек чуть ли не определяющую роль в наше время играют энтузиасты, готовые работать изо дня в день, а не праздновать все возможные праздники. Если в деревне есть несколько крепких работящих семей, то ей намного проще выжить. Хозяйство Неумержицких можно назвать одним из таких, якорных для села Ягодного.

Впрочем, у Анатолия Николаевича немного другая точка зрения на то, почему Ягодное сумело преодолеть все кризисные периоды без особых потрясений.

Неумержитский

– Безусловно, все дело в людях. Кто хочет работать, у того что-то получается, – говорит фермер. – Но если говорить о Ягодном, то, наверное, сказалось еще и то, что в 1990-х годах село за пять лет практически отстроили заново. Шло неплохое финансирование через совхоз, появились новые дома, садики, сауна, бассейн и даже клуб, который тогда не во всех районах был. Вот люди и привыкли, и начали тянуться к хорошему. Так что сейчас село на фоне соседей находится в более-менее неплохом состоянии.

Проблемы у Ягодного, конечно, есть. И они такие же, как и у всех российских деревень: нехватка квалифицированных кадров. Крестьян, которые не страдают алкоголизмом, а хотят работать и зарабатывать своим трудом деньги. Если раньше молодые люди после школы сразу шли работать в колхозы либо возвращались после получения высшего или среднего специального образования, то теперь большинство предпочитает оставаться в городах. Да и часть взрослого населения хватается за любую возможность перебраться в город.

Фермеры-буржуи

Анатолий Неумержицкий – житель Ягодного в третьем поколении. Именно здесь когда-то встретились и полюбили друг друга его бабушка, приехавшая из Воронежа, и дедушка, чьи родственники жили в Белоруссии.

В 1981 году Анатолий Николаевич окончил школу, год проработал в колхозе и ушел в армию. Отслужил два года и вернулся работать в совхоз. В какой-то момент отправился учиться на агронома, отучился, но поработать им так и не успел: Советский Союз стал разваливаться. Сразу после указа президента Бориса Ельцина в 1991 году семья Неумержицких приняла решение организовать крестьянско-фермерское хозяйство, которое так с тех пор и работает.

По словам фермера, начинать было не очень сложно. Да, колхозы разваливались, денег не было, да и в целом в стране была разруха. Но, чтобы организовать свое хозяйство, нужно было лишь написать заявление, а дальше все зависело от тебя. Сложности были в другом.

– Нас и соседи, и те, с кем мы раньше работали, стали называть буржуями, – вспоминает Анатолий Николаевич. – Наверное, многие не понимали, куда и зачем мы пошли, и считали нас чуть ли не врагами. Даже с некоторыми родственниками было тяжело общаться. И такое отношение продолжалось примерно до конца 1990-х. Потом и ситуация в стране наладилась, и люди осознали, кто такие фермеры и для чего они нужны.

Именно к концу прошлого века и хозяйство Неумержицких вышло на стабильно высокий уровень. Его основная специализация – растениеводство, площадь посевов (зерновые и травы) около 900 га. Правда, при этом в хозяйстве есть и около 30 единиц крупного рогатого скота. Им занимается в основном жена Анатолия Николаевича, Любовь Юрьевна. При этом КФХ Неумержицких практически не использует труд наемных рабочих, семья со всем справляется своими силами. Работа хозяйства не раз отмечалась почетными грамотами районного и областного масштаба.

Яблоко от яблони

У Анатолия Николаевича и Любови Юрьевны трое детей.

Старшему сыну Сергею 27 лет. Он окончил школу в Ягодном, потом учился в Томском политехническом университете, но не остался в городе, а вернулся в родное село и женился. И теперь его супруга Ольга тоже вносит большой вклад в работу хозяйства.

Дочь Ирина три года назад окончила ТГПУ, вышла замуж и осталась в Томске, преподает иностранный язык в школе и каждые выходные навещает родителей.

Младший сын Слава в этом году окончил 11-й класс. И тоже собирается поступать в ТПУ.

Анатолий Николаевич, с одной стороны, надеется, что его младший сын останется в Томске, а с другой – мечтает, чтобы он, как и старший, вернулся ему помогать.

– И радость, и гордость берет, что сыновья идут по нашим стопам, но все-таки в глубине души есть сомнения: правильно ли это? Может, им лучше жить в городе? – задается вопросом фермер. – Тем более что сельское хозяйство в последние годы было, мягко говоря, не в моде. Надеюсь, в ближайшее время эта ситуация изменится и наш труд снова будет цениться.

Наверное, большинство родителей втайне мечтает, чтобы дети пошли по их стопам. Но как для этого их нужно воспитывать, какие качества прививать?

– Я бы не сказал, что мы детей прямо брали и воспитывали, – продолжает Анатолий Неумержицкий. – Во-первых, у меня на это никогда не хватало времени. А жена, наоборот, все время с детьми, с самого раннего возраста. Во-вторых, как я рос на примере родителей, так и для наших детей мы – некие образцы для подражания. Оба моих сына на технике научились ездить примерно тогда же, когда и ходить. (Улыбается.) Они знают все проблемы, все болевые точки нашего хозяйства.

основная

Без отдыха

Благодаря помощи сыновей Анатолий Николаевич может себе позволить даже в разгар полевых работ отлучиться на весь день в Асино или даже в Томск, тем более что он уже три года является депутатом Думы Асиновского района. Говорит, что нравится делать что-то для своего поселения и района, решать какие-то, хотя бы небольшие, проблемы. И при этом уверяет, что работается абсолютно не в нагрузку, несмотря на то что депутатство – труд на общественных началах. И отдыхать не тянет.

– Последний раз у меня был отпуск в 2007 году, я ездил в Краснодар, – вспоминает Анатолий Неумержицкий. – Да и выходных почти не бывает. Иногда говорю жене: «Сегодня у меня выходной, буду весь день отдыхать». Она отвечает: «Тебя хватит ровно на два часа». Так и получается… Я ведь знаю, что работа стоит и без меня ее никто не сделает, 32 года работаю в поле. Меня отец всегда учил: чем больше делаешь, тем больше себя уважаешь. Он говорил: «Подходишь к стене – кажется, что невозможно перепрыгнуть. Но потом поднатужишься и перепрыгиваешь. А потом посмотришь назад… молодец!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девять + 15 =