проректором по стратегическому развитию, инновационной политике и науке СибГМУ профессором Натальей Рязанцевой

Клиники медуниверситета в системе здравоохранения области: реальность и потенциал

проректор по стратегическому развитию, инновационной политике и науке СибГМУ профессор Наталья Рязанцева
проректор по стратегическому развитию, инновационной политике и науке СибГМУ профессор Наталья Рязанцева

По понедельникам около приемного отделения клиник СибГМУ выстраивается очередь из машин с красным крестом на борту. Спрашивается, почему такой ажиотаж? Больные стремятся сюда попасть, считая, что именно здесь получат высококачественную помощь. О том, что происходит сегодня в клиниках и какими они должны быть, мы беседуем с проректором по стратегическому развитию, инновационной политике и науке СибГМУ профессором Натальей Рязанцевой.

– Что такое университетские клиники? Во всем мире это самые передовые по оснащенности и в плане реализации высоких технологий лечебные учреждения, где должны быть сконцентрированы лучшие специалисты и находиться на лечении самые сложные пациенты. Это синтез медицинской деятельности, исследований и подготовки кадров. На базе таких клиник создаются крупные клинико-диагностические центры, которые должны определять стратегию развития высокотехнологичной медицинской помощи целых регионов.

В этом смысле Томску повезло: из 47 медвузов России только семь имеют собственные клиники, причем мы – единственные за Уралом. Но насколько эффективно используется потенциал наших многопрофильных клиник сегодня – это тема для дискуссии. Думаю, что она лежит в плоскости взаимодействия профильного министерства, региональной власти и университета.

– Изменились ли сегодня требования к университетским клиникам?

– Существенно, как и ко всем федеральным учреждениям здравоохранения. Здесь должна оказываться только специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь. До 50% пациентов должны быть иногородними. При этом университетские клиники должны сохранить статус научно-образовательного центра, где должны находиться тематические больные.

Задача не из простых, поскольку требует развитой инфраструктуры, концентрации технологических цепочек и др. Создать их в условиях дефицитного финансирования было невозможно. Разрабатывая в прошлом году по распоряжению Минздрава РФ программу модернизации клиник, мы пришли к выводу: чтобы соответствовать уровню современного стационара, реализующего специализированную медпомощь, клиникам требуется 1,3 млрд рублей.

В 2012 году ситуация изменилась: в рамках реализации программы модернизации федеральных учреждений на цели обеспечения порядков и стандартов оказания медпомощи в клиниках было направлено 245,3 млн рублей. Из них 232,9 млн – на укрепление материально-технической базы клиник и их капитальный ремонт. Еще 12,4 млн рублей – на внедрение современных информационных систем. Уже в ноябре этого года в клиниках появится оборудование для диагностических и лечебных манипуляций, в целом порядка 85 позиций новейшей медицинской техники.

Кроме того, по постановлению Правительства РФ в этом году мы получили субсидию 20 млн рублей на реализацию в акушерской клинике комплекса мер по выхаживанию новорожденных с низкой и крайне низкой массой тела. Реализация такого проекта в клиниках СибГМУ стала возможной благодаря накопленному у акушеров и гинекологов вуза колоссальному опыту ведения беременности у женщин с сопутствующими заболеваниями, что возможно только в условиях многопрофильного стационара.

Но мы не воспринимаем программу модернизации только как приобретение оборудования. Любая модернизация – это организационные изменения, формирование новых компетенций у менеджмента клиник, сотрудников кафедр и врачей. В ближайшее время планируем запуск образовательной программы, направленной на обучение врачей новым технологиям использования лабораторных тестов, затем – программ по клинической фармакологии и молекулярной медицине. А начиная с 2013 года – индивидуальные траектории повышения квалификации для специалистов.

– Каково место клиник СибГМУ в системе областного здравоохранения?

– Напомню, что Минздравом России определена трехуровневая система организации медицинской помощи. Первый уровень – качественная первичная медико-санитарная помощь шаговой доступности (поликлиники). Второй предполагает создание так называемых межмуниципальных центров (стационаров) для оказания уже не первичной, а специализированной, прежде всего экстренной медпомощи с привлечением современного диагностического и лечебного оборудования (больные с острым коронарным синдромом, инсультами, комбинированными травмами и т.д.).

Третий уровень – федеральные межрегиональные медицинские центры, оказывающие плановую специализированную и высокотехнологичную медпомощь. Именно здесь наше место. В этом направлении ректорат и администрация клиник последовательно развивает клиники. Так, начиная с 2011 года здесь реализуется высокотехнологичная медицинская помощь по квотам по пяти профилям. В 2012 году клиники СибГМУ получили госзадание на реализацию 830 квот, что на 25% больше, чем в прошлом году. На сегодняшний день объемы, определенные министерством в январе, выполнены уже на 90%. Это помощь по таким направлениям, как акушерство и гинекология, урология, абдоминальная и торакальная хирургия, офтальмология. В августе мы получили 75 квот на проведение экстракорпорального оплодотворения. Замечу, в соответствии с квотами медпомощь оказывается бесплатно для населения.

– Насколько эффективно используется потенциал клиник и, в частности, должны ли они дежурить по скорой?

– Клиники СибГМУ не должны работать по скорой помощи – это позиция Минздрава (исключение составляет лишь специализированная экстренная медпомощь). Однако исторически так сложилось, и мы шли навстречу системе здравоохранения, выполняя социальную миссию. Это важно и для организации образовательного процесса в вузе. А в результате мы фактически перемещаемся с третьего на второй уровень стационаров, превращаясь в подобие муниципального стационара. Это в корне неправильно.

Преимущество федеральных лечебных учреждений в том, что квоты на оказание высокотехнологичной медпомощи 100% оплачиваются из федерального бюджета. А когда квоты выделяются областным ЛПУ, финансирование идет из двух источников: 50% из Минздрава, 50% – из регионального бюджета. Что выгоднее? Безусловно, развивать высокотехнологичную медпомощь в федеральных учреждениях. Яркий пример – Новосибирск, где Институт патологии кровообращения им. Е.Н. Мешалкина имеет в год более 12 тыс. квот. Здесь внедряют самые современные технологии, ежегодно привлекая инвестиции из федерального бюджета. Заслуга в том не только руководства центра, но и региональной власти. Очень бы хотелось, чтобы трехуровневая система организации медпомощи, принятая федеральным законодательством, была всецело реализована и на территории Томской области.

Наличие учреждений, обеспеченных федеральным финансированием, скрывает множество дефектов в региональном здравоохранении. Пример Томска. Есть медуниверситет с многопрофильными клиниками на 810 коек. Есть НИИ кардиологии, НИИ медицинской генетики, НИИ онкологии, НИИ психического здоровья, НИИ фармакологии, НИИ акушерства, гинекологии и перинатологии. Каждый год работа этих учреждений обеспечивается федеральными деньгами. Это дополнительные финансовые потоки на территорию.

Если мы говорим о выстраивании системы здравоохранения, то нужно понять, где университетские клиники в этой системе. Когда руководители здравоохранения задаются мыслью реализовать такую систему, они прежде всего должны думать о пациенте и проявлять государственный подход. Убеждена, что стратегия развития клиник СибГМУ должна быть неразрывна со стратегией развития регионального здравоохранения. Давно назрела необходимость создать в Томской области коммуникативную среду для определения стратегических приоритетов в сфере здравоохранения.

– Как вы видите стратегию развития клиник медуниверситета?

– По согласованию с Минздравом сегодня мы завершаем разработку программы развития клиник, направленную на создание так называемых центров превосходства. Концентрируем усилия на направлениях, в которых СибГМУ накоплен колоссальный опыт, ведь здесь работают уникальные специалисты: это профессора И.Д. Евтушенко (репродуктивная медицина), В.М. Алифирова (лечение рассеянного склероза), Г.Ц. Дамбаев, В.И. Тихонов (реконструктивно-пластическая хирургия желудочно-кишечного тракта), О.С. Попов (эндокринная хирургия), А.В. Гудков, В.Р. Латыпов (урология) и многие, многие другие. Хотим открыть клинику вторичных иммунодефицитов – эта проблема очень актуальна для СФО. Есть проект и по созданию центра регенеративной медицины.

Нашим учредителем является Министерство здравоохранения, и мы должны перенастраивать свою деятельность под те задачи, которые оно ставит. Но вопрос развития клиник – это не только диалог между министерством и вузом, в этот процесс неизбежно должны вовлекаться региональные органы управления здравоохранением. Иначе преимущества, которые дает наличие федеральных клиник на территории, не используются в полной мере. А это прежде всего дополнительная возможность привлечения высоких медтехнологий на территорию. Мы открыты для диалога. Еще раз подчеркну: без четкого позиционирования клиник СибГМУ в системе здравоохранения Томской области и поддержки в этом деле со стороны региональной власти двигаться вперед обеим сторонам будет сложно.

КОММЕНТАРИИ

Д.м.н. профессор Валентина Алифирова, заведующая кафедрой  неврологии  и нейрохирургии СибГМУ:

– В свое время мы разработали программу по организации специализированной помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, которая легла в основу создания в Томске инсультного центра. Сейчас совместно с Департаментом здравоохранения работаем над созданием программы по реабилитации неврологических больных. Мне представляется, что потенциал клиник медуниверситета так же эффективно должен быть задействован и по другим направлениям.

Д.м.н. профессор Виктор Тихонов, заведующий кафедрой общей хирургии СибГМУ:

– К сожалению, на региональном уровне нас не привлекают для консультаций. Хотя в своей работе нам постоянно приходится сталкиваться со сложными случаями, найдены нестандартные технологические решения в хирургии органов желудочно-кишечного тракта, щитовидной железы и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать − 12 =