Когда нездоровая любовь к дикой природе оборачивается трагическими последствиями

медведь

Алексей Гаврелюк, Тимур Суховейко

Половин а шестого утра. Мужчина и женщина с маленьким ребенком подходят к клетке с медведями, «квартирующими» на территории кафе «Гоар», что стоит на въезде в Томск. Медведица Маша по обыкновению спит внутри деревянной будки, а ее сосед Миша – снаружи. Посмотрев несколько минут на спящих животных из-за ограждения, женщина вдруг перепрыгивает через забор и вплотную приближается к клетке. Погладить мишку захотела. Просунула руку между железных прутьев, беспардонно коснулась пальцами спутанной шерсти и… Окрестности тут же вздрогнули от ее истошного крика – проснувшийся медведь клацнул зубами, вырвав женщине руку по плечо. Ее спутник мгновенно сориентировался, оттащив пострадавшую от клетки. Бригада скорой помощи, на счастье оказавшаяся неподалеку, прибыла к месту происшествия за четыре минуты.

За маской Винни-Пуха

На следующий день после случившегося управляющий кафе «Гоар» Артем Тачатян рассказывает корреспондентам «ТН», как все произошло.

– Самое тяжелое – это постоянно повторять одно и то же. Случившимся интересуются посетители кафе, наши друзья, журналисты, люди, которые просто приезжают посмотреть на медведей, – признается он. – Я со счету сбился, сколько раз уже рассказывал о случившемся. А ведь пострадавшая и ее спутник даже не заходили в ту ночь в наше кафе! Мы увидели на кадрах с камер наблюдения, что они сразу направились к клеткам с медведями.

Вот и сейчас к нашему разговору прислушиваются приехавшие посмотреть после ЧП на медведей томичи. Судьба мишек, как ни в чем не бывало жующих любимую полынь, которая сейчас, в начале июля, начала цвести, очень взволновала народ.

– Я на медведей в своей жизни уже насмотрелся, – говорит отец двоих детей Александр. – Раньше немного охотничал, работал в Якутии. А вот дочке и сыну показываю хозяев тайги в первый раз.

медведь2

Дети со смехом смотрят, как Миша, поймавший брошенную в клетку банку сгущенки, пытается спрятать ее от медведицы Маши, убегая в другой конец клетки. Там, без труда вскрыв алюминий зубами, выпивает обожаемое лакомство. В этот момент зверя и правда хочется погладить – такого милого, плюшевого, доброжелательного. Но как только к нему пытается пристроиться Маша, моментально раздается оглушительный и суровый рык, который напоминает, что в клетке хозяин тайги, а не обаяшка Винни-Пух.

медведь4

24-летняя томичка преодолела деревянный забор как раз в том месте, где не могла не заметить белую доску с предупреждающим об опасности текстом: «За ограду строго запрещено, не подходить к медведям». Расстояние между прутьями клетки позволяет животным вытащить наружу только когтистую пятерню, что, по сути, и спасло жизнь экстремалке.

– Если бы медведь мог, он бы обхватил и прижал ее второй лапой к решетке, и тогда бы точно никому не удалось оттащить ее от зверя живой, – считает Артем Тачатян.

Что побудило отчаянную голову пообщаться с медведем на ты, пока неясно. По одной из версий, девушка намеревалась только погладить спящее животное, приобщившись к природе. По другой – стала жертвой очередной попытки сделать оригинальное селфи: запечатлеть себя гладящей хозяина тайги как послушную дворнягу… Некоторые знакомые Ольги, потерявшей руку, настаивают именно на этой версии – молодая женщина завсегдатай социальных сетей.

Рваная рана

Три дня девушка провела в реанимации. Сейчас она находится в отделении травматологии, и ее жизни ничего не угрожает.

– Благодаря комплексу мероприятий, оказанных на этапе транспортировки и поступления пострадавшей в больницу, ее состояние удалось стабилизировать, – комментирует ситуацию исполняющий обязанности главного врача больницы скорой медицинской помощи Андрей Серебренников.

Откушенную медведем руку женщины на месте происшествия найти не удалось. Вероятнее всего, зверь ее сжевал. Но даже если бы ее смогли доставить докто­рам, шансов на восстановление конечности не было никаких.

– Такая травма очень опасна для жизни, все зависит от объемов кровопотери. Руку, которая оторвана диким зверем по плечо, пришить невозможно, – утверждает директор НИИ микрохирургии д.м.н., профессор Владимир Байтингер. – Потому что рана носит рваный характер. Но из тех, кто пытался это сделать, еще никто не получил хорошего результата в плане восстановления функциональности. Если бы отчленение было ровным, например топором или циркулярной пилой, то пришить конечность было бы можно.

После выписки девушке потребуется длительная реабилитация.

Лапы и хвост – вот мои документы

Медведи при кафе «Гоар» живут уже семь лет, и, по словам Артема Тачатяна, никаких проблем с ними не было. Мишу владельцу заведения подарили знакомые, когда топтыгину было всего два месяца. Мать медвежонка охотники застрелили в Верхнекетском районе. А трехлетка Маша переехала сюда из другого загородного общепита, хозяин которого элементарно не смог ее прокормить.

– У нас есть разрешение на содержание зверей, документы о том, что они привиты, есть хороший вольер, ограждение – все по регламенту, – продолжает Артем Тачатян. – К нам в этом году приходила комиссия, и никаких нареканий на содержание животных от специалистов мы не получили.

Ранее клетка была в два раза длиннее и располагалась ближе к дороге, рядом со зданием кафе. Но год назад ее перенесли во внутренний двор, так как строение было признано незаконным.

Специалисты управления охотничьего хозяйства поясняют, разрешение на содержание медведей в «Гоаре» было выдано до вступления в силу нового федерального закона об охоте. Теперь людям, желающим завести дикое животное, необходимо оформить в ведомстве охотхозяйственное соглашение. Как рассказал начальник отдела контроля и надзора за пользованием объектов животного мира, регулирования и использования объектов охоты Максим Даниленко, к ним не поступило ни одного запроса на получение подобных документов.

– Документ, полученный владельцем «Гоара» на содержание зверей, пока имеет законную силу, но до определенного срока. По его окончании хозяевам косолапых предстоит оформить у нас новые бумаги. Но, скорее всего, мы им откажем в этом, поскольку условия содержания медведей при кафе «Гоар» сегодня не соответствуют ряду требований, – говорит Максим Даниленко. – На мой взгляд, диких животных не нужно подбирать и выкармливать. В дикую среду их после этого не выпустишь, а когда они вырастают, начинаются проблемы.

Как выяснилось, законодатель работает над законопроектом о запрете на содержание диких животных. Его нарушение будет предусматривать в том числе и уголовную ответственность.

Медвежьи тропы

Судьба медведей волновала горожан в этой ситуации куда больше всего остального. В первый же день активисты подготовили и распространили в Интернете петицию на имя губернатора Томской области Сергея Жвачкина с просьбой защитить жизнь медведя. На момент сдачи номера в печать в ней значится 67 тыс. подписей.

– Это здорово, что столько людей любит животных и им не жалко времени сказать об этом в Сети. Могу сказать только, что медведю из «Гоара» уж точно ничего не угрожает. Сегодня стоит задача разобраться, кто из людей виноват в случившейся драме. Эту задачу решают правоохранительные органы и наши коллеги из мэрии Томска, – сказал начальник Департамента информационной политики и общественных связей администрации Томской области Алексей Севостьянов.

Приютить попавших в опалу медведей вызвался московский благотворительный фонд «БИМ», который три года назад уже принимал томских медведей. Тогда в Подмосковье отправились Потап и Веснушка из так называемого частного зоопарка «Биос». Звери содержались в ужасных условиях. Их владелец пытался помешать перевозке питомцев, но был остановлен правоохранительными органами.

– Сейчас Потап и Веснушка чувствуют себя хорошо, они по-прежнему живут в нашем приюте, – рассказала президент фонда Дарья Тараскина. – У нас есть предварительная договоренность с владельцами Маши и Миши, что и их мы заберем к себе. Вообще, я негативно отношусь к содержанию диких животных возле кафе. Для них контакт с человеком – это стресс.

Если друг оказался вдруг…

Как это часто бывает, личная жизнь пострадавшей стала достоянием общественности. Стремящиеся к сенсационности СМИ подогревали ситуацию, смакуя тот факт, что ее спутником в роковой прогулке к клеткам был не законный муж, а некий друг. Оба мужчины уже успели дать интервью. Первый рассказал о своей обиде и желании подать на развод, второй – как оттаскивал девушку от медведя.

– Я только услышал «ой», после этого она закричала. Я тут же кинулся ей на помощь, сам перелез через забор, – вспоминает обстоятельства произошедшего друг пострадавшей Александр Вольский. – Схватил камень и им давай бить медведя. Начал оттаскивать Ольгу, было очень жутко.

Почему он не остановил девушку на пути к клетке, молодой человек умолчал.

Еще один участник драматичных событий, маленький сын пострадавшей, находится у родственников. Органы опеки и попечительства, взяв семью под контроль, сейчас спокойны – мальчишка в безопасности.

– Семья не характеризуется как асоциальная, родственники намерены сами ухаживать за ребенком, – рассказали представители ведомства. – При необходимости мальчику будет оказана помощь психолога.

Хотя ситуация порождает массу вопросов, например, почему ночами ребенок не спит, как это положено трехлетнему человечку, а развлекается со старшими на сомнительных мероприятиях, таких как посещение клеток с медведями…

Последний косолапый

Единственным медведем в Томске после отъезда гоаровских хозяев тайги станет Маня из центра помощи диким животным «Тотем». История этой медведицы не оригинальна: охотники подстрелили мать, а детеныша пожалели. Так она попала в центр. Пристроить в зоопарк малышку не получилось, везде «своих хватает». Охотники предлагали взять Маню на притравку собак, но это означало обречь зверя на страдания. Сейчас ей два года, а центр, в котором живут более 100 видов животных, существует во многом благодаря финансовой поддержке жителей города.

В этом году центр переживает тяжелейшую трагедию. Умерла от инсульта основательница центра Мария Вторушина. Закупка продуктов, ведение документации, кормление – всё раньше было на ней. Теперь этим занимаются Алексей Викулов, который был ее заместителем последние три года, и волонтеры, откликнувшиеся на призыв о помощи. Сегодня на счету центра 285 тыс. рублей, собранные томичами.

– Этого хватит не надолго, – говорит Алексей Викулов. – Содержание одной Мани обходится в 35–40 тыс. рублей ежемесячно.

На следующей неделе представители «Тотема» встречаются с мэром города Иваном Кляйном, чтобы обсудить конкретную помощь, которую администрация города может оказать мини-зоопарку.

– Еды животным пока хватает, – говорит Алексей. – От томичей мы ждем арматуру на более просторные вольеры для наших крупных хищников – пумы, леопарда и медведицы.

По словам Алексея, даже при самом плохом сценарии развития событий передавать животных в другие руки для них – крайняя мера.

Окно в Европу

Советник генерального директора ОАО «ТГК-11», депутат Законодательной думы Томской области Николай Вяткин не только заслуженный энергетик РФ, но и своего рода заслуженный дрессировщик. В разные годы у него жили сразу несколько медведей. А в Северском зоопарке и сейчас обитает медведица, подаренная когда-то Николаем Александровичем.

– Первый медвежонок появился у меня лет 15–20 назад. Девочка пробыла до шести месяцев, потом я передал ее Северскому зоопарку. Это было непросто. Специалисты зоопарка поставили условие – сделать клетку. И потом я еще года два давал деньги на содержание зверя.

Другой медвежонок появился у меня в 2010 году. Тогда еще была разрешена охота на берлоги. Мы не знали, кого добыли, но потом увидели, что это самка. Считали, что в январе медведи не рожают, но услышали в берлоге писк. Я залез, вытащил медвежат, совсем маленьких, только родившихся. Жалко стало – одного медвежонка отдал охотоведам, одного – себе за пазуху. Привез домой, кормил с соски, постепенно он стал глаза открывать, ползать. Животные, когда берешь их слепыми, запоминают на всю жизнь голос и запах человека, который за ними ухаживает. Так что он считал меня своей матерью – ходил за мной, лапу давал. Собираюсь на работу – заскакивает в машину, не хочет отпускать. Потом начал со мной в шутку бороться. Он не вел себя агрессивно, но я все-таки решил его пристроить куда положено. Договорился с Новосибирским зоопарком. Но когда я приехал через месяц навестить своего друга, то оказалось, что моего мишку продали в Германию – он в два раза больше сверстников был, шерсть отличная.

Еще одного медвежонка подобрали охотники в Тегульдете – во время паводка он остался без матери. Я отвез эту маленькую медведицу на базу на Алтай. Всеобщей любимицей была. Но когда ей было месяцев семь-восемь – тоже пристроил в Новосибирский зоопарк. Через какое-то время ее с большим удовольствием купил один из зоопарков Австрии.

Медведь есть медведь. Когда он маленький, то будет вести себя вполне мирно, если к нему нормально относиться. Мои за один присест съедали литра три геркулесовой каши на молоке, мяса мы им не давали. Но где-то после года все равно медведь становится агрессивным, и содержать его в домашних условиях как бы то ни было опасно.

Несчастные случаи при попытке сделать с дикими животными селфи не редкость. Два жителя Омска приехали на озеро порыбачить, один из них укладывал снасти в траву, после чего почувствовал резкий укол в палец. Посветив фонариком, рыбаки обнаружили в траве змею. Перепутав ее с безобидным ужом, мужчины сделали с ней селфи, взяв рептилию в руки. В этот момент гадюка укусила и второго рыбака. Бедолаги вызвали бригаду скорой помощи, которая экстренно госпитализировала рыбаков в больницу Кыштыма. Уже в клинике врачи ввели пострадавшим противоядие…

медведь3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать + 15 =