Когда обман – дело благородное

Статей на сайте: 16967

Про такие простые женские радости, как маникюр, они и думать забыли. Нет, помечтать-то, конечно, можно, а вот воплотить в жизнь – проблематично. Когда каждый день имеешь дело с наж­дачкой, столярным клеем и прочими не особенно деликатными материалами, приходится отдавать предпочтение удобству. Зато какие потрясающие подделки создаются этими руками!

«Подделки» в данном случае звучит как высший комплимент. Шкатулки, наливные яблочки, гуси ощипанные и неощипанные… Всё, за что берутся бутафоры театра куклы и актера «Скоморох» Галина Ламинская, Светлана Миронова и Елена Лежнина, получается точь-в-точь как настоящее. И даже больше.

Иллюзии, которые всегда с тобой

Бутафор – профессия штучная. А талантливый бутафор вообще на вес золота. Найти своего мастера театрам не так просто. Текучка в бутафорских цехах не редкость. Создавать вместе с постановочной группой иллюзии, за которыми идут в театр зрители всех возрастов, – перспектива заманчивая. Со стороны видится, что это не работа, а сплошной праздник жизни. На деле же – самая что ни на есть работа: кропотливая, ответственная, требующая железной самодисциплины. Порой нервная. Как в творческой среде и без страстей? Вот и получается: приходят новички, поварятся в этом котле какое-то время и благополучно уходят.

«Скомороху» однозначно повезло. В его бутафорском цехе трудятся мастера, по-настоящему преданные своему делу и театру. «Кукольный» стаж Елены Лежниной – 10 лет, Светланы Мироновой – 37 лет, а Галина Ламинская – бессменный начальник цеха на протяжении 43 лет.

– Чего только за эти годы не случалось! У спектаклей судьба по-разному складывается. Бывало, что постановка снималась с репертуара после нескольких показов. Или вообще по каким-то причинам репетиции сворачивались на полпути, и отменялась премьера. А мы-то свою работу с девчонками выполнили по полной программе, столько сил и времени вложили в эти декорации, куклы, реквизит. В таких ситуациях очень обидно, – рассказывает о буднях бутафоров Светлана Миронова. – Случается, что с куклами «ссоримся». Не идет работа над ней, и всё тут! Потом помиримся с куклой, договоримся, и процесс идет дальше. Но зато у нас никогда не бывает скуки и однообразия. Каждый новый спектакль ставит перед нами новые творческие задачи. Разве не работа-мечта?

К этой мечте все трое пришли разными путями. Галина с профессией определилась сразу и основательно. Мало того, уже благополучно работая в театре, окончила в Одесском театрально-техническом училище бутафорно-кукольное отделение. Среди дисциплин, которые дают будущим мастерам по созданию иллюзий: материальная культура, живопись, рисунок, роспись ткани, изготовление бутафории и изготовление кукол.

– Бутафор должен уметь всё: рисовать, лепить, шить, мастерить, – отмечает начальник цеха Галина Ламинская. – Конечно, театр, как и жизнь, не стоит на месте. Появляются новые технологии, материалы. Но все они дорогостоящие, для региональных театров чаще всего недоступны. По большей части бутафоры должны сделать из ничего конфетку. В этом и сложность, и азарт, и интерес. Вообще работать в бутафорском цехе может и человек без специального образования. Главное, чтобы у него руки были на месте. И чтобы он любил театр. Остальное – дело техники и привычки.

Светлана Миронова и Елена Лежнина – яркий тому пример. Первая – бывший библиотекарь, вторая – учитель обслуживающего труда по образованию. Обе, придя в свое время в бутафорский цех, оказались на своем месте.

– Помню ощущение восторга, граничащего с искренним удивлением. Разве можно из обычных ниток, кусочков ткани, поролона делать такие эффектные, потрясающей красоты вещи? Казалось, что это магия какая-то, – со смехом вспоминает Елена Лежнина.

Бутафорский цех «Скомороха» справляется с задачами любой сложности и степени экстремальности. К нынешнему Новому году театр готовил две премьерные сказки – «Чудо-дерево» и «Сказка про Мышонка». А это, так, на минуточку, больше трех десятков кукол в общей сложности. На всё про всё – месяц времени. И ведь справились!

…и кукла ожила

Спектакль в кукольном театре начинается с бутафорского цеха. Потому что куда, собственно, без кукол? Это уже потом Петрушки, Золотые Рыбки и прочие персонажи отправятся в конструкторский цех, где их оживят мастера – научат двигаться с помощью специальных механизмов или тростей. Основу куклы (читай – фигуру) создают бутафоры.

– Главный материал для будущих кукол – поролон, клей «Момент», ткань телесного цвета. Мы смеемся между собой: у нас наступила поролоновая эпоха, – рассказывают девушки. – А раньше почти всех кукол мы делали из папье-маше. Очень надежный материал. Уже и спектакли эти давным-давно не идут, а куклы из папье-маше до сих пор как новенькие. Ну разве что лица немного потемнели от времени.

Одна из самых памятных таких работ – огромный полуторамет­ровый дог Банга из спектакля «Было или не было». Старшее поколение томских театралов помнит легендарную постановку Романа Виндермана по роману «Мастер и Маргарита». На протяжении всего действия спектак­ля собака Понтия Пилата лежит на сцене, в финальный момент вдруг поднимает голову. Движение, приводившее в восторг зрителей, – дело рук мастеров конструкторского цеха. Над фигурой пса бутафоры трудились несколько недель.

– Сначала из фанерных реек делается основа туловища, – открывает секреты создания таких кукол Светлана Миронова. – На следующем этапе лепится фигура куклы из пластилина. Это позволяет создавать нужный объем. Но кукла ведь не может быть из пластилина: он тает, деформируется. Потому сверху покрывается папье-маше. Получается плотная, твердая и легкая основа.

На этом процесс рождения куклы не заканчивается. Папье-маше зачищается, выравнивается и шлифуется при помощи наж­дачной бумаги. Завершающий этап – сделать глаза. После чего кукла отправляется в конструкторский цех для дальнейшей росписи и «оживления».

Театральные куклы бывают разных видов: перчаточные, тростевые, марионетки… Для бутафоров «Скомороха» в любом случае найдется работа. Если речь идет, например, про теневой театр, они расписывают кукол акриловыми красками по стеклу.

Любопытная технология применялась для «Русалочки» – многолетнего хита театра. Местом действия был большой аквариум. Актеры работали деревянными тростевыми куклами. Предварительно дерево варилось в олифе, чтобы оно не впитывало влагу и стало тяжелым, обеспечив легкое погружение кукол.

– В последнее время в моду входят 3D-технологии. Но предназначены они в основном для изготовления выставочных кукол, – рассказывает Галина Ламинская. – В нашем конструкторском цехе тоже есть 3D-аппарат. Но мы его используем для изготовления реквизита. Например, рамок для «Пиковой дамы». В премьере по «Вечерам на хуторе близ Диканьки», которую покажем в марте, будут сделанные при помощи 3D-принтера фигурки Гоголя. С куклами пока боимся экспериментировать. Не очень понятно, как со временем будет вести себя пластик.

Посадили реквизит в печь…

Реквизит – отдельная забота бутафоров. Вот где самые интересные секреты обманок. Особенно это касается украшений. Например, роскошные костюмы героев восточной сказки «Халиф-аист» на самом деле были убраны обычными безделушками. В ход пошла «списанная в тираж» бижутерия, которую приносят в цех сотрудницы театра. Из нее умелые руки бутафоров делают изысканные наряды. Золотая краска и серебрянка – в помощь. Удивительно, но драгоценные камни блекнут и совершенно теряются на сцене. Если нужно изобразить дорогие украшения, лучше всего подойдут обычные стекляшки. В свете софитов они будут сверкать, как бриллианты.

Много хитростей применяется, когда дело касается еды. Аппетитный вид тортам для «Сказки о рыбаке и рыбке», сделанным из поролона и бусинок, придало покрытие акварельной краской.

– Гастрономическое изобилие было в спектакле «Ну и здоровенная она у тебя!» по «Гаргантюа и Пантагрюэль». Какие только блюда мы не создавали! В том числе пирожки и запеченого поросенка, – вспоминает Светлана Миронова. – Делали мы их из ваты, потом покрывали папье-маше для прочности. Сверху обмазывали клейстером и отправляли в духовку. При запекании получается очень аппетитная корочка. Любопытно, что бутафорская выпечка даже пахнет как настоящая. Главное, не передержать пирожки в духовке – сгорят. Все-таки имеем дело с ватой.

За какую бы задачу ни взялись мастера бутафорского цеха театра «Скоморох», они делают это качественно, со вкусом и очень убедительно. Что говорить, настоящие мастера иллюзий и обманок.

Автор: Елена Маркина
Фото: Евгений Тамбовцев

RSS статьи.  Cсылка на статью: 
Теги:
Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

43 − 33 =