Кого звать, если нефть убежала?

нефть01

Если на месторождениях «Томскнефти» случается нештатная ситуация, эти люди тут как тут. Вооружены они сварочными аппаратами, гаечными ключами, GPS-навигаторами, а на ногах у них лыжи. Речь идет о работниках цехов текущего обслуживания и ремонта трубопроводов и ликвидации последствий аварий. На Лугинецком месторождении этот цех имеет номер 4.

нефть02

Работа не для слабаков

Рождению своего ребенка линейный трубопроводчик Эдуард из Асина радуется в глухой тайге недалеко от Лугинецкого месторождения, вдали от семьи. Работа такая. Только с виду кажется, что она простая: каждый день с утра встаешь на лыжи и – вперед по своему маршруту. Дышишь свежим воздухом и смотришь, нет ли где утечек в трубопроводе, каковы показания приборов на узлах врезки трубопровода. Если какой-то узел замело снегом, расчищаешь его.

На деле же все куда сложнее: обходчик должен знать на зубок свой маршрут и нутром чувствовать трубу под землей, уметь определить проблему, которая может произойти с трубопроводом, а в случае чего не растеряться и оперативно сообщить специалистам о ЧП по рации. Дождавшись ремонтной бригады, необходимо ребят в курс дела ввести и только потом идти дальше.

Обход трубопровода – работа не для слабаков: зимой надо терпеть мороз, а летом в жару и в компании гнуса идти по болотам. При этом можно наткнуться на медведя. Перед отправкой на объект каждый трубопроводчик проходит специальный инструктаж о том, как избежать общения с хозяином тайги. Самое главное при встрече с косолапым – не смотреть на него, это очень раздражает зверя. К счастью, на практике инструкций никому применять не приходилось.

– Медведя я и мои товарищи не встречали, только видели следы, а вот лось не раз попадался на глаза, – рассказывает линейный трубопроводчик Дмитрий Малков, для которого тайга – родной дом, он из Кедрового. – Хотя, конечно, с мишкой встретиться мне бы не хотелось.

Дмитрий инспектирует трубопровод на снегоходе, которым мастерски управляет, лихо объезжая кусты и деревья.

– Работаю не первый год, – не без гордости говорит Малков. – Если появляется какая-то неисправность в трубе – за версту это чую.

300-километровый трубопровод, который обслуживают ребята с Лугинецкого, поделен на пять маршрутов по 60 км. Каждый обходчик за пять рабочих дней должен пройти все эти маршруты.

нефть03
Снего-болотоход Foremost Husky – гордость «Томскнефти». Он может перевозить до 40 тонн груза почти по любой местности. Этими показателями не могут похвастать даже их российские аналоги – «Витязи»

 

Нефтяной спецназ

Работники ЦТОРТиЛПА-4 обслуживают не только трубопровод, но и все подразделения Лугинецкого и Герасимовского нефтепромыслов. Кроме обходчиков в нем трудятся слесари и электрогазосварщики, в распоряжении которых 20 единиц техники: специально оборудованные сварочными агрегатами машины, экскаваторы, бульдозеры, вездеходы и даже тяжелая «артиллерия» – огромный канадский болотоход Forеmost Husky. Это приличных масштабов платформа на четырех гусеницах, на которую можно поместить даже экскаватор внушительных размеров. При этом транспорт может пройти практически где угодно.

ЦТОРТиЛПА своего рода «спецназ» «Томскнефти». Начальник цеха Валерий Красноперов держится по-военному строго, говорит коротко и по существу.

– Основной тип отказов на трубопроводе – это его разгерметизация и выход нефти наружу, – объясняет Красноперов. – Случается это из-за коррозии, то есть разрушения металла трубы веществами, которые проходят по ней вместе с сырьем.

Определить утечку нефти можно как на глаз, так и по показаниям манометров на узлах врезки (если нефть утекает, давление снижается) и по объе-му сырья, которое поступило на установку подготовки нефти. Если объем падает, значит, надо бить тревогу.

Трубопроводчики выезжают и ищут, где просочилось черное золото. Затем труба на аварийном участке перекрывается, к работе приступают слесари и сварщики. Перед выездом ремонтники подбирают инструменты, которые берут с собой, ориентируясь на сообщения обходчика. После того как протечка устранена, нефть снова пускается по трубе.

В безаварийное время за состоянием трубопровода следят не только обходчики, но и другие специалисты. Например, они на один-два месяца запускают в трубу металлический зонд, а потом проверяют, насколько он был разъеден агрессивными веществами, идущими вместе с нефтью. С его помощью можно определить не только степень коррозии, но и примерную толщину стенок трубопровода, а значит, предугадать порыв.

Валерий Красноперов оценивает текущее состояние трубы на твердую четверку, добавляя, что не все так хорошо, как хотелось бы, но работники цеха всегда готовы проанализировать и устранить проблему.

Летающие гаджеты

Цех постоянно развивается, руководство «Томскнефти» оснащает его новейшим оборудованием каждый год. По словам Валерия Красноперова, если раньше приходилось на ремонте пользоваться громоздким сварочным аппаратом советского производства, то теперь в распоряжении ЦТОРТиЛПА оборудование компактное и легкое.

– Сварщики приходят в искренний восторг с каждым пополнением парка техники, – добавляет Красноперов. – Устройства не только небольших размеров, но и «умные»: с множеством разных датчиков. Необходимость брать с собой дополнительные приборы отпадает.

Прежде чем внедрить новую технологию на своих месторождениях, «Томскнефть» проводит ее серьезнейшую апробацию. Например, сейчас в Стрежевом и Пионерном нефтяники в деле испытывают различные варианты металлополимерных труб, которые более прочные, чем металлические. А вот на Советском месторождении пробуют применять беспилотники. Летающие роботы должны стать помощниками нефтяников.

Обходчики ЦТОРТиЛПА легко могут участвовать в зимних Олимпийских играх, ведь они проходят на лыжах десятки километров
Обходчики ЦТОРТиЛПА легко могут участвовать в зимних Олимпийских играх, ведь они проходят на лыжах десятки километров

 

 

 

нефть04

На снегоходе проводят обследование трубы только самые опытные трубопроводчики цеха, например Дмитрий Малков

От порядка на узлах врезки трубопровода зависят скорость и качество его ремонта в случае ЧП

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × два =