Колледж культуры: перезагрузка

Одно из старейших учебных заведений Томска меняет не только название, но и идеологию

Наблюдательные томичи могли заметить, что на фасаде колледжа культуры и искусств имени В. Шишкова сменилась вывеска. Начиная с октября, учреждение с более чем 75-летней историей стало называться «Губернаторский колледж социокультурных технологий и инноваций». Дань моде? Конъюнктура? Нет, утверждает директор колледжа Павел Волк, это не красивая оболочка для старого содержания, а реальный ответ на вызовы нового времени. У Павла Леонидовича есть аргументы в пользу назревших перемен.

Губернаторский колледж социокультурных технологий и инноваций – среднее специальное учебное заведение. Общее количество обучающихся на всех отделениях (дневном, вечернем, заочном) – 600 человек. Среди них не только ребята из Томской области, но и из Алтайского края, Кузбасса, Красноярского края, Тувы, других регионов Сибири. При колледже существует большое отделение дополнительного образования.

И конь, и трепетная лань

– В последнее время, – рассказывает Павел Волк, – мы систематично открываем новые специальности, которые по сути своей, будучи профессиями культуры, тем не менее выходят за рамки раздела «культура и искусство» классификатора специальностей среднего профессионального образования. Так, в прошлом году провели набор на специальность «реставрация и консервация памятников истории и культуры». Для нашего старинного города с его уникальной деревянной архитектурой это чрезвычайно востребованное дело. Но вот парадокс: в Томске никто и никогда таких специалистов не готовил. Конечно, были и сомнения, и скепсис, но жизнь показывает, что если сидеть и ждать, когда за тебя кто-то все сделает, то ничего не появится. Да, первый год набор шел сложно, а сейчас уже есть конкурс. Та же самая ситуация со специальностью «прикладная информатика в сфере культуры». Давно все поняли, что времена, когда культура ассоциировалась с гармошкой и балалайкой, прошли. Сегодня культура – это еще и медийные, и интернет-технологии. Однако прикладная информатика именно в сфере культуры не преподавалась в Томске нигде. Мы у себя открыли такую специальность в этом году. Мы вообще поставили перед собой амбициозную задачу: полностью удовлетворить потребности Томской области по номенклатуре востребованных специальностей в сфере культуры. Выход за рамки традиционного перечня специальностей культуры и искусства породил противоречие между названием колледжа и содержанием его деятельности. Обдумывая варианты нового наименования, мы пришли к выводу, что все специальности, реализуемые сегодня колледжем и предполагаемые к открытию в ближайшем будущем, – это в конечном счете не что иное, как социально-культурные технологии.

Поворот в мозгах

– В связи с введением новых актуальных специальностей, – продолжает Волк, – перед нами встала еще одна задача – изменение мировоззренческих подходов выпускаемых нами специалистов. С советских времен в обществе сложился стереотип, что государство обязано финансировать все формы культурной деятельности. В недавнем прошлом так оно и было. Но сегодня другое время, другая страна, другие реалии. По оценке аналитиков, глобальная сфера культуры по обороту денег, которые в ней крутятся, находится на втором месте после энергоносителей. Но, к сожалению, мнение о том, что государство должно содержать сферу культуры, в профессиональном сообществе по-прежнему доминирует. В одном из учебных заведений культуры я как-то услышал фразу: «Мы готовим бессребреников». А что они кушать-то будут, бессребреники? Человек виртуозно играет на музыкальном инструменте, но не умеет устроиться на работу или организовать свой концерт. Художник пишет великолепные полотна, а покупателя на них найти не может. В недавнем прошлом это казалось нормальным: с одной стороны, как классик сказал, «художник должен быть голодным», с другой – государство все равно не даст пропасть. Сейчас все по-другому. Мастер кисти должен уметь еще и продавать свой продукт. Практика показывает, что если человек понимает, как это делать, то он очень хорошо устраивается в жизни. Многие наши выпускники, да и старшекурсники, показывают тому пример. Мы поставили перед собой задачу: организовать учебный процесс таким образом, чтобы на выходе из колледжа выпускник не надеялся безоглядно на государственную зарплату в государственной организации, а был готов к самостоятельной деятельности в условиях рынка культурных услуг.

Диплом плюс свой бизнес

– Так возникла идея создания в колледже бизнес-инкубатора. Первоначально она воспринималась как абсурдная – все та же инертность мышления: многие до сих пор воспринимают культуру и бизнес как вещи несовместимые. Мы попытались найти опыт у своих коллег по образованию в сфере культуры и искусства. Но оказалось, что ничего подобного в России нет. Поделились опытом коллеги из томских вузов, в которых есть подобные структуры. Идея нашла поддержку в администрации области. С сентября бизнес-инкубатор в нашем колледже начал работу. Проведен конкурс проектов для резидентов. Комиссия независимых экспертов во главе с начальником Департамента по культуре Томской области Андреем Кузичкиным подвела его итоги и отобрала 12 лучших. Сейчас они находятся в стадии разработки. Если все пойдет, как задумано, ребята выйдут из колледжа не только с дипломами, но и с готовым бизнесом.

– Наше учебное заведение, – резюмирует Павел Волк, – живет по принципу «Под лежачий камень вода не течет». Если не работать, не генерировать идеи и не двигаться, то все разговоры о необходимости обновления сферы культуры так и останутся разговорами.

Павел Волк, доктор культурологии, профессор ТГПУ. Колледж возглавляет 10 лет, общий стаж в культуре – 29 лет. Окончил Томское музыкальное училище, Новосибирскую государственную консерваторию им. Глинки, международный факультет управления ТГУ. Автор 34 печатных работ, 4 монографий по культуре

На VI Всероссийской конференции «Проблемы и перспективы развития начального и среднего профессионального образования в России», которая состоялась в конце октября в Санкт-Петербурге при поддержке Министерства образования РФ и при участии профильных комитетов Госдумы, Совета Федерации, союза директоров ссузов страны томский колледж был награжден золотой медалью «Европейское качество «100 лучших ссузов России», а также дипломами в номинациях «Открытие года» и «Лучший инновационный колледж». Директор Павел Волк отмечен дипломом в номинации «Персона года»

По итогам конкурса на соискание премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры за 2011 год научно-педагогический коллектив колледжа удостоен звания лауреата в номинации «Премии научным и научно-педагогическим коллективам» за проект «Губернаторский колледж социально-культурных технологий».

В ноябре в колледже прошла международная научно-практическая конференция «Визуальные искусства: теория и практика профессиональной деятельности и профессионального образования». В этом масштабном мероприятии участвовали представители разных регионов России и зарубежья. Мастер-классы провели профессор Покровский (Красноярск), заслуженный художник России Дыков (Горно-Алтайск), состоялся телемост с Кельном (Германия). На весну 2012 года планируется еще одна международная конференция, посвященная вопросам организации туризма.

2 мысли о “Колледж культуры: перезагрузка”

  1. Потрясающе! Хочется перечитывать снова и снова… Такие авторы сегодня большая редкость.Пока прочитал только эту одну запись, если и все остальное точно также хорошо, то автору респект

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девять − 1 =