Конференция «Женщина и бизнес: взгляд в будущее» состоялась в Томске

Есть определения, от которых как будто веет холодом. «Деловая женщина», «бизнес-вумен», «бизнес-леди». Ассоциации: строгий костюм, очки, папочка какая-нибудь в руках, взгляд насквозь – хищница. (Не стой на дороге – загрызет мимоходом, с улыбочкой, сам еще виноват останешься.)

Этот стереотип почему-то очень живуч. Тем интереснее наблюдать, как он постепенно стирается. 24 мая в Доме ученых таких «деловых дам» набралось – полный зал. Мероприятие называлось «Женщина и бизнес: взгляд в будущее». Традиционная, 7-я, ежегодная конференция. Организаторы – Томская торгово-промышленная палата и комитет по поддержке и развитию женского предпринимательства при участии Департамента развития предпринимательства и реального сектора фэкономики Томской области. Доклады, круглые столы, список тем соответствующий: «взаимодействие бизнеса и власти», «мотивация персонала», «минимизация рисков», «инновации для бизнеса», «новые виды коммуникации», «нестандартные решения». Послушать и посмотреть стоило. Во-первых, ради любопытной информации. Во-вторых, ради понимания: чтобы добиться успеха, этим «вумен» пришлось развить не только бойцовские качества, свойственные мужчинам. Интуиция, наблюдательность, искренность и сопереживание, умение быть женственной, быть собой – все осталось, все пригодилось на рынке капиталистического труда.

В роли ученика

Первой свое мнение высказала Татьяна Сокольникова – бизнесмен с 17-летним стажем. Доклад назывался «Роль собственника в бизнесе: взгляд в будущее».

– Самая большая проблема в настоящее время: собственник встает у руля компании, но при этом не считает обязательным стать грамотным управленцем. Он чует основные тенденции, знает, где деньги лежат, может их легко найти. Не понимая при этом, что профессиональное управление компанией – совершенно особая вещь. Значит, надо либо дорасти до этого места, либо уступить его кому-то другому.

Сегодня конкуренция на рынке требует нетривиального мышления, вызова. На это способен прежде всего малый и средний бизнес. Он мобильнее, ему приходится жестче бороться за выживание по сравнению с большими компаниями, имеющими раскрученные бренды.

Задача – демотивировать персонал

О том, что такое мотивация и демотивация в предпринимательстве, как выстроить отношения с персоналом, размышляла директор и соучредитель сети кофеен «Буланже» Людмила Максикова:

– Открывая бизнес, я искренне считала, что стоит установить достойную зарплату, чуть выше, чем на других предприятиях, и люди будут очень хорошо работать. Это оказалось утопией. Тогда я попробовала замотивировать сотрудников – поощрениями, акциями, чествованием лучших… Но и это имело временный эффект. В конце концов поняла, что работать надо не с мотивацией, а с демотивацией. На пятый год существования компании мы начали прописывать обязательные стандарты и критерии, если можно так выразиться, правила игры. Они помогают закладывать традиции, создавать атмосферу. Это, конечно, ограничивает, но и поддерживает – как скелет.

Максимальные риски

Почему бизнес становится невыгодным? Почему самые активные предприниматели тянутся за рубеж и какую роль играет в этой тенденции государство? Этим вопросам было посвящено выступление кандидата экономических наук, доцента ТГАСУ, члена комитета по развитию и продвижению женского предпринимательства Лидии Шершовой «Минимизация рисков в бизнесе. Взгляд в будущее»:

– В первую волну, в начале 1990-х, из России уехали ученые. Сегодня за рубеж переселяются предприниматели, готовые вкладывать свои ресурсы в развитие других стран. Почему уезжают? Слишком велики политические и экономические риски. Невозможность дальше вести бизнес. Нежелание сотрудничать с коррумпированными чиновниками. Нежелание рисковать своей свободой. Снижение этих рисков – залог процветания России.

Почему женщины становятся предпринимателями? Ничего другого не остается. Есть надежда: если мы с вами начнем что-то делать, возможно, мужчины станут принимать правильные политические решения – на государственном и местном законодательных уровнях.

О мужском и женском

– Я всегда думала – в чем разница между мужским и женским бизнесом? – задалась вопросом Татьяна Сокольникова. – На первый взгляд кажется, что различий нет, бизнес есть бизнес. На самом деле это – секундное переключение. Вот ты на работе – жесткая, требовательная, агрессивная.

И вот переступаешь порог дома, видишь ребенка и мгновенно становишься другой – нежной, ласковой. Вот эти переключения дорогого стоят. У женщины в отличие от мужчин всегда две роли. Всегда положа руку на сердце можно спросить: «А что кроме бизнеса у меня еще осталось?»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать − 10 =