– Проект с условным пока названием «Томские набережные» должен стать оселком, который позволит подготовить инструменты для решения и сегодняшних проблем (я попытался посчитать – больше десяти), но главное – для определения философии и стратегии развития всего Томска на 100 и более лет вперед. Особенно для его развития как научно-образовательного центра, – сказал, открывая 26 апреля расширенное заседание, на котором обсуждалась концепция комплексного развития этой территории, губернатор Сергей Жвачкин.

Малознакомое для многих нынешних людей понятие «оселок», использованное губернатором, на самом деле прозвучало с особым смыслом. Оселок – это мелкозернистый, нежный, кремнистый брусочек, которым прежде правили различные и очень важные инструменты – от литовок (кос) до ножниц и бритв – для придачи им самого тонкого лезвия. С тем, чтобы последующее употребление в работе этих инструментов было самым ­безопасным и эффективным. Иначе, при неудобном инструменте, и сам замаешься, и итог будет неважным…

Вот и «Томские набережные», по представлению губернатора, должны стать таким «брусочком» – набережной длиной восемь километров на правобережье, от коммунального моста до устья Ушайки, с созданием60 гектаровновой суши; «брусочком» стоимостью в десятки миллиардов рублей – бюджетных и частных.

 Левобережье как остров Русский

Специалисты столичного института  «Гипрогор», которому областная администрация заказала подготовку технического задания возможности создания набережной, начали свой доклад с конструктивной критики: аргументированно высказались против планов быстрого перехода Томска на левый берег Томи и тем более строительства там студенческого кампуса.

Ссылаясь на создание объектов для саммита стран АТЭС на о. Русском (Владивосток), москвичи говорили, во-первых, о чрезвычайной дороговизне быстрого освоения левобережья, во-вторых, и это главное, – об огромной опасности оторванности городской среды от университетской. По мнению представителей «Гипрогора», отметивших особый, не имеющий аналогов томский сплав образования и науки, территориальное удаление вузовского центра от академического было бы огромной ошибкой.

При этом, оценив техническое задание областной администрации, представители «Гипрогора» одобрили идею комплексного развития правобережья Томи с созданием нового центра города в районе от коммунального моста до устья Ушайки.

Кольца города-университета

Эта оценка «Гипрогора» полностью соответствовала концептуальным предложениям многих томских специалистов и членов экспертного совета.

Так, зам. губернатора по научно-образовательному комплексу и инновационной политике Алексей Князев заявил, что «Томские набережные» – это проект, который призван дать мощный стимул развитию вузовско-научной сферы, базируется на все большей интеграции вузов и НИИ, и потому их следует территориально не разъединять, а, наоборот, сближать, формируя тем самым особое пространство города-университета:

– Научно-образовательный комплекс – наиболее сформированный, исторически сложившийся в Томске кластер – сообщество вузов и НИИ прошито вертикальными и горизонтальными связями. Но есть ряд проблем. Например, общежития, построенные в 1960-е годы, давно не соответствуют потребностям современных людей. Три тысячи студентов вынуждены или по собственному желанию снимают жилье. Вопрос о строительстве межвузовского кампуса поднимался постоянно, и проект «Томские набережные» призван в том числе эту проблему решить. Здесь предлагается отличная территория, где уже находятся четыре вуза – ТПУ, ТГУ, СибГМУ, ТУСУР. Еще один плюс проекта в том, что наличие такой зоны – это аргумент и инструмент для вхождения томских вузов в число получателей финансовой поддержки нового конкурса Правительства РФ (общая сумма – 9 млрд руб­лей). Словом, этот проект – новые возможности интеграции вузов и НИИ и роста академической мобильности.

В целом настроение собрания экспертного совета было понятным: Томску пока вредно создавать абсолютно новое университетское пространство на левом берегу Томи. Следует интегрировать городские, университетские территории через создание набережного комплекса от коммунального моста до устья р. Ушайки, провести реновацию поймы Ушайки к Академгородку с последующим выходом от него к студенческому городку на пл. Южной, а далее – вновь к территории коммунального моста.

Словом, идея закольцевать город зеленой зоной со всеми атрибутами (пляжи, парки, велосипедные дорожки, кафе, спортсооружения) и одновременно сквозной транспортной магистралью в сознании специалистов и экспертов уже четко утвердилась. Показательно, как подчеркнул первый проректор ТГУ Эдуард Галажинский, что три коллектива архитекторов (в том числе французы), приглашенные межуниверситетской рабочей группой, вне зависимости друг от друга предложили то же пространственное решение, что и специалисты «Гипрогора».

Новая земля

А теперь собственно о набережной как начале всего дела.

Проектно-сметной документации, без которой невозможно финансирование и начало строительства, нет. Нет даже предпроектной. Но общая идея, основанная на уже больших изысканиях, определена.

Сначала необходимо построить такое сложное гидротехническое сооружение, как дамба, – восемь километров от коммунального моста до устья Ушайки со всеми внутренними очистными, ливневыми и другими коммуникациями (линии связи и прочее).

– Дамба будет построена в пределах до100 метровот нынешней береговой линии: как говорят гидрогеологи, река сама подсказывает такое решение, постоянно намывая там грунт, – пояснил общие технические параметры Сергей Жвачкин. – В общей сложности получится около60 гектаровновой, созданной суши. На ней в дальнейшем и предполагается возвести целый комплекс – межвузовский кампус, природную, историческую и развлекательную зоны – академпарк, конгресс-холл, гостиницу, развлекательный центр и так далее.

Отметим, что, по существующим оценкам, сотка земли в центре Томска сегодня стоит не менее 1 млн рублей – земля дорога чуть ли не по столичным меркам. И такая цена ставит под большой вопрос развитие крупных девелоперских проектов. Так что новые60 гектаровв центре города без какого-либо обременения – просто подарок. (Но для его получения нужно создать достаточно большое инженерное обеспечение.)

При этом вся зона нового строительства, подчеркнул губернатор, не затрагивает существующего частного сектора:

– Наоборот, строительство набережной даст толчок для развития этой территории – сегодня запущенной и часто неприглядной. Техническое задание так и будет сформулировано: создание комфортного городского пространства от набережной до пр. Ленина с выходом на нынешние территории четырех университетов.

Идея создания зоны опережающего развития «Томские набережные» уже одобрена на федеральном уровне. Президент РФ дал поручение Минрегионразвития и Минфину подготовить и представить согласованные предложения по финансированию проекта комплексного опережающего развития территории в границах рек Томи и Ушайки, пр. Ленина и Лагерного сада в качестве части развития томского научно-образовательного кластера.

К реализации проекта подключены и другие федеральные ведомства, Минприроды.

 

ЦИФРА

2,5 млрд рублей – в такую сумму примерно оценивается стоимость строительства собственно берегозащитных сооружений, со всеми изысканиями. А цена строительства транспортно-пешеходной набережной по предварительным подсчетам оценивается в 8 млрд рублей. И частные инвесторы, с которыми ведутся постоянные переговоры, отметил Юрий Гурдин, уже проявляют серьезную заинтересованность.

 

сказано

О времени реализации

Юрий Гурдин, заместитель губернатора по инвестиционной политике:

– Федеральное финансирование строительства любого объекта, тем более дамбы как линейного гидротехнического сооружения, возможно лишь тогда, когда будет подготовлена проектно-сметная документация (ПСД), в обязательном порядке прошедшая госэкспертизу. На сегодня ПСД нет – мы находимся только в стадии технического задания на разработку проекта. В зависимости от того, насколько он будет сложным, с учетом времени на проведение госэкспертизы предполагается, что ПСД будет утверждена во второй половине 2014 года. И есть шанс, что мы приступим к строительству дамбы как гидротехнического сооружения в следующем году: 19 апреля я делал доклад на совещании в Минрегионразвития, и его итогом стало важное протокольное поручение – мы убедили правительство, что следует включить проект в уже существующие федеральные госпрограммы. А выполнение всего в комплексе проекта с названием «Томские набережные», конечно же, рассчитано на десятилетие.

 

О сохранении исторической части

Евгений Паршуто, первый заместитель мэра Томска:

– Татарская слобода – хорошо это или плохо – пока оказалась на отшибе от центра города, и в таком виде на ее реконструкцию невозможно привлечь инвестиции. Там же нет ни одной современной инженерной сети – канализации, водоснабжения, электроснабжения, ливневки, тепловых сетей. Появление новой территории на набережной Томи для строительства современного центра позволит оснастить Татарскую слободу всей инженерией и, как следствие, качественно, по человечески реконструировать этот центр истории Томска.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 + 4 =