Кооперация Асино развивается, невзирая на обстоятельства

Бывая в Асино, а теперь еще и на городских ярмарках, стараюсь купить булочки и другие продукты асиновского райпотребсоюза: эти наивные люди из томской глубинки так и не научились выпускать некачественные продукты.

Правда, в Томске асиновских ярмарок всего две: на Авангарде и в Светлом, и работают они только по субботам. В октябре томичи смогут купить выпечку из Асино на празднике хлеба, который пройдет на областном рынке. В этот же день здесь подведут итоги областного конкурса: сотрудники Асиновского комбината кооперативной промышленности отправили на него свою продукцию и надеются, что скоро в копилку предприятия добавятся новые дипломы и медали.

– Участвовали в пяти номинациях, представили хлебобулочные и кондитерские изделия, – рассказывает директор комбината Надежда Ивашутенко. – Четыре вида хлеба – из пророщенного, резаного, плющенного зерна, это популярное сейчас направление. Печенье «Покровское» и пряник «Сластена», витушку сдобную и халу. Можно рассказывать долго: только хлебобулочных изделий у нас 300 наименований! – продолжает Надежда Александровна. – А всего на комбинате 11 цехов: мы выпускаем колбасу, мясные полуфабрикаты, рыбу – пресервы, соленую и копченую, напитки, макароны, овощные салаты… И не стоим на месте, постоянно расширяем ассортимент. У себя в центральном магазине каждую пятницу мы проводим выставку и дегустационные столы: то, что людям понравилось, начинаем производить. Каждый год появляется новая линия.

– У нас хорошая полукопченая колбаса «Липецкая», сардельки, сосиски. Обновили ассортимент по выпуску пресервов из филе сельди, – перечисляет председатель Асиновского райпотребсоюза Олег Громов. – Да, у нас широчайший ассортимент, и при этом все натуральное, экологически чистое, из местного сырья. Мясо, молоко, сметану, капусту, картошку, морковь, дикоросы… – все, что возможно, закупаем у населения в селах района. Единственный минус – короткий срок реализации продукции, обратная сторона натурального качества. Поэтому не идем в Томск… Зато наша продукция представлена во всех 62 наших магазинах в райцентре и селах. В Асино зашли сетевые ритейлеры, но, как выяснилось, они не смогли составить нам серьезной конкуренции: люди наелись всего импортного и идут к нам за свежими продуктами. Даже в малых деревнях просят поддерживать качество, даже если продукция будет дороже. Хотя принято считать, что в деревнях выбирают дешевое.

Сохранили и приумножили

– Асиновцы – счастливые люди, – считает Олег Громов. – В 1990-е годы мы работали с большим трудом: сами сидели без зарплаты, вкладывали ее в производство, но сохранили и развили уникальный комбинат. Равные нам по площади комбинаты в большинстве закрылись… За первое полугодие этого года у нас рост 112% – больше всех среди предприятий кооперации. По тортам и кулинарным изделиям – 120%. А по области рост экономики 103,4%. В прошлом году мы купили современные энергосберегающие печи с компьютерным управлением. Открыли торгово-закупочный цех с помещениями-холодильниками – увеличились объемы заготовки и переработки. До конца года купим современную отсадочную машину для кондитерского цеха и клипсатор для колбасного цеха.

Можно говорить не только про комбинат: он лишь один из трех китов, поддерживающих нашу конкурентоспособность. Другие два – предприятие общественного питания и заготовительная деятельность. В прошлом году мы выплатили селянам за их сырье 22 млн рублей, в этом году увеличиваем объемы до 27 млн.

– Наш общепит – это ресторан, кафе, детское кафе… Команда так его раскрутила, что объемы реализации товара сопоставимы: комбинат дает 4,7 млн рублей в месяц, общепит – 4,3, – улыбается Олег Владимирович. – Сейчас мы строим трехэтажное здание – центр досуга: это новый уровень для Асино. И новый уровень для общепита: мясо и рыбу будут готовить прямо на виду у клиентов, будет открытый огонь.

Четвертый кит райпо – люди. Олег Громов гордится тем, что все кадры – свои, доморощенные: приходят простыми рабочими, затем едут учиться, становятся менеджерами и руководителями. Директор комбината Надежда Ивашутенко в свое время пришла работать кондитером, ее заместитель Валентина Дягина была пекарем, из кондитеров вырос главный технолог общепита Владимир Трощенко, с рядовых должностей начинала директор Оксана Громова. Своих сотрудников Громов помнит поименно:

– Сейчас у нас выучилась Света Любишкина, будем переводить на должность технолога…

Законы преткновения

– Мы не простое предприятие: в нашей деятельности огромную роль играет социальный аспект. Наши магазины работают там, куда отказываются идти все частники: невыгодно. А мы не бросили на произвол судьбы ни одной самой мелкой деревни в районе. С нами сотрудничает больше тысячи домохозяйств: закупками мы поддерживаем сельхозпроизводство, причем даем цену выше, чем у перекупщиков. Мы создаем рабочие места, обеспечиваем население свежими продуктами, инвестируем каждый год в развитие по 10–12 млн рублей…

Но если бы все зависело только от работы предприятия… Райпотребсоюз живет в реальном мире со всеми его подводными камнями.

– В первом квартале этого года мы получили большие убытки: поддавили цена на электроэнергию и выросшие страховые взносы, – вспоминает Громов. – Пришлось оптимизировать производство, даже пойти на сокращение ставок… Поэтому с большой радостью я воспринял весть о появлении федеральной программы развития пищевой промышленности: очень надеемся в нее попасть. На свои средства развиваться крайне тяжело. Заемные деньги неподъемные: мы впервые за 10 лет взяли кредит 15 млн – проценты, оценка, залог, страховка… Хотя банк предоставил нам приемлемые условия по сравнению с другими. Существующие законы только давят малый и средний бизнес. Даже на уровне области: у нас в бюджете доходы только от нефтянки. Я, как депутат, буду пробивать в Думе законы о снижении бремени на предпринимателей. Вплоть до прямого уменьшения налогов на сумму технического перевооружения предприятия. Только тогда мы сможем действительно быстро провести модернизацию и выйти на новый уровень.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *