На своем автобусе он дважды обогнул земной шар

О Михаиле Серпионовиче Бушуеве, водителе автобазы (впоследствии пассажирского автотранспортного предприятия № 1), Герое Социалистического Труда, в официальных источниках и биографических справочниках написано немного. Это потому, что человеком он был необычайно скромным и всю свою жизнь посвятил любимому делу – вождению, не отвлекаясь, по его выражению, на посторонние дела. 37 лет за баранкой…

Довоенное детство

Родился Михаил Серпионович Бушуев 12 ноября 1928 года в селе Пача Томского округа Сибирского края (ныне – в составе Яшкинского района Кемеровской области). Из семьи крестьянина. Русский. Почему у него такое необычное отчество, он не интересовался. Какой-то семейной истории на этот счет не было. Известно лишь, что на фронте отца, видимо, для упрощения называли Сергеем. Взросление Михаила, по сути, и началось в войну. Окончил шесть классов средней школы в 1943 году. И, как практически у всех его сверстников, на этом его детство и закончилось.

Правда, детский патриотический порыв еще давал о себе знать. Он вспоминал такую историю. Война. Отец на фронте, где-то из-под Москвы пришло от него письмо, написанное рукой незнакомого солдата. Трактора Серпион Бушуев умел водить, а вот грамоте не был обучен. Отец писал, что подбираются фашисты к Москве.

Деревенские мальчишки, когда узнали об этом, решили добровольцами идти на фронт. Прихватили наскоро собранные котомки, но дальше околицы не успели уйти. Догнал их директор МТС Яков Лаврентьевич Ковалев: «Кто хлеб для солдат выращивать да убирать будет? Ведь вся надежда теперь на вас да ваших матерей». Так подростки сели за штурвалы комбайнов.

На Паче стояли теплые благодатные дни, и не верилилось, что где-то рвутся снаряды и умирают солдаты. А для них, мальчишек, началась суровая изнурительная работа. Вот тогда и научился Миша Бушуев понимать, что такое «надо». А также думать не только о себе, но и о других. Все заботы о семье легли на его плечи.

Пришел и остался

В 1948 году пришла повестка о призыве в армию. Но не тут-то было…

– Нас в деревне было шестеро, вспоминает Михаил Серпионович, – пришли к председателю колхоза. Он глянул на наши повестки, взял их и поехал вместе с нами в военкомат. «Что же вы делаете, – сказал он военкому. – Это же мои комбайнеры! Кто хлеб убирать будет?!» И нам дали небольшую отсрочку на время уборочной. Так что в армию я попал зимой, в самом начале 1949 года».

Службу проходил в автобате в Прибайкалье. Демобилизовался в 1952 году уже опытным водителем. По возвращении домой ему посоветовали поехать в Томск, чтобы там зацепиться, и он приехал в город с прицелом найти работу.

– После демобилизации я был водителем второго класса, – вспоминает Михаил Бушуев. – Да еще и комбайнером. Но дело в том, что я учился работать на прицепных комбайнах, а пока служил в армии, начали выпускать самоходные машины. Поэтому, чтобы работать по этой специальности, надо было переучиваться. И я решил пойти работать водителем.

В Томске он случайно увидел вакансию от пассажирского автотранспортного предприятия № 1 и пришел устраиваться. После войны ПАТП только-только набирало силу. Молодого парня, комсомольца, после армии с удовольствием взяли на работу и посадили на новенький автобус. Как раз незадолго до этого времени в ПАИП-1 пришло пять новых машин.

С тех пор до самой пенсии Михаил Серпионович проработал на одном месте. После войны всюду не хватало мужских рук, а на автопредприятии это чувствовалось особенно. Ведь там мужчины нужны были не только за рулем, но и в ремонтных мастерских – автослесарей не хватало катастрофически. Михаил на этот случай стал просто незаменим – и за своей техникой присмотрит, и другим поможет… Технику он любил, пропадал на работе, по нынешним временам его можно бы назвать трудоголиком.

Однажды он встретил сослуживца, который уже был женат и после армии вернулся в Томск. Встретились. В гости товарищ пришел с молодой женой и ее сестрой. Сестра Михаилу понравилась, они поженились и с тех пор до конца жизни оставались вместе. Дом стал его крепостью.

Что нашел в профессии той

Это только со стороны кажется, что работа водителя легкая. Целый день сидишь за баранкой… Но какое напряжение! С одной стороны, физически нелегко: попробуй покрути изо дня в день баранку, автоматов тогда и в помине не было, мозоли набивались быстро. А взять ремонт – никаких особых приспособлений, чтобы поднять какой-то тяжелый агрегат, не было. С другой – психологическая нагрузка. Маршрут, по которому он ездил, проходил по центральным улицам, там всегда многолюдно, за дорогой нужен глаз да глаз. Он напряжение спиной чувствовал, мгновенно реагировал на повышенную дорожную обстановку.

– Правда, раньше было все же по-другому, – вспоминает Михаил Серпионович. – Машин в городе было мало, да и правила дорожного движения меньше нарушали.

Работал Михаил Бушуев на 12-м номере. Эта линия ему больше всего пришлась по душе. И не только потому, что здесь всегда пассажиров было хоть отбавляй и можно было без труда выполнить план по перевозкам. Просто его устраивала в большинстве своем эта шумная студенческая публика. Однако Михаил знал, что, где бы ни работал шофер, забота у него одна – беречь время пассажиров. Все претензии волей или неволей водителю приходится принимать на себя. Не будешь же, в конце концов, объяснять каждому, что ты отвечаешь не только за себя, а и за весь коллектив. А в коллективе случается всякое: кто-то заболел, у кого-то машина сломалась, и он не может выйти в рейс, значит, приходится работать и за того парня. А это не только двойная нагрузка, но и ответственность за тех пассажиров, которых должен был перевезти твой напарник.

К тому же ПАТП № 1, где он работал, всегда было в передовиках. Три раза занимало классные места по министерству. Получало на вечное хранение Красное знамя Кировского райкома КПСС и райисполкома, что по тем временам было очень почетно. Предприятие удостоилось Почетного диплома коллегии Министерства автомобильного транспорта РСФСР и Президиума ЦК профсоюзов автомобильного транспорта и шоссейных дорог.

Если попытаться сложить все рейсы, то получается, что Бушуев дважды обернулся вокруг земного шара. Только пассажиров около миллиона перевез за эти годы. От перевозок государство получило неплохой доход.

Работать Бушуев умел. Многие удивлялись: как можно столько лет работать на одной и той же машине? Но он свой автобус 55‑16 не согласился бы променять ни на какой другой. Будь у этого автобуса другой хозяин, валяться бы ему на свалке, а он все катил и катил по улицам. Человеку неискушенному такое может показаться делом обычным. А между тем каждый шофер знает, сколько требуется умения и сил для того, чтобы столь длительный срок не ставить автобус на капремонт.

По улицам любимого города

Михаил Серпионович освоил разные городские маршруты. Как опытного дисциплинированного водителя, ставили его и на заказные маршруты. Основным заказчиком было Томское бюро путешествий и экскурсий. Приглянулся он этой организации не только водительским мастерством, но и тем, что на экскурсии по городу заказывали в основном его.

Он и сам был не хуже экскурсовода. Во время поездок с опытными гидами-краеведами он внимательно слушал и запоминал, что и как они рассказывали гостям. А потом не раз удивлял своих пассажиров тем, что не только объявлял по громкой связи названия остановок, но и рассказывал о домах и улицах, по которым проходил маршрут.

За свой добросовестный труд Михаил Бушуев был награжден орденом Ленина. А в 1971 году за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий пятилетнего плана по перевозкам народнохозяйственных грузов и пассажиров, строительству и содержанию автомобильных дорог, Михаилу Серпионовичу Бушуеву было присуждено звание Героя Социалистического Труда. Отмечалось, что он постоянно добивался перевыполнения планов перевозок пассажиров, за счет тщательного содержания автотехники – максимально эффективного ее использования и сокращения сроков ее нахождения в ремонте.

Получив это высокое звание, он никогда не кичился им. Напротив, относился к нему очень ответственно. Много помогал молодым водителям и ремонтникам, был наставником. Михаил Серпионович – заслуженный работник транспорта РСФСР, почетный автотранспортник. Избирался депутатом Томского городского совета. Его вклад оценили томичи – ему было присвоено звание почетного гражданина города Томска.

Петр Брекотнин, председатель Федерации проф­союзов Томской области:

– О Михаиле Серпионовиче мы знаем очень немного. Это связано с его удивительной скромностью. Он никогда не просил званий, не стремился к наградам. Уже будучи Героем Социалистического Труда, кавалером ордена Ленина и обладателем нескольких медалей, проживал в своей квартире на Иркутском тракте вместе со взрослыми детьми.

В 1995 году Томской областной думой было принято решение о предоставлении дополнительных льгот некоторым категориям граждан, в том числе Героям Советского Союза, Социалистического Труда и так далее. Касались они коммунальных услуг и бесплатного проезда на автомобильном, железнодорожном и водном транспорте в пределах области. Так он их не пришел даже оформлять, мол, и без того получил от родины достаточно. А когда в здании городской думы открывалась постоянно действующая выставка портретов почетных граждан Томска, то обнаружилось, что фотографии Михаила Бушуева просто нет – ни в архивах, ни среди фотоотчетов с торжественных мероприятий, на которых он, разумеется, бывал… В итоге фото из семейного архива предоставила его дочь.

Этот человек много работал во благо родины и Томска. Простой труд водителя стал для него средством выражения своего отношения к жизни.

Автор: Нина Губская

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 3 = 3