21 ноября Федеральная налоговая служба отмечает свое 30-летие. С какими результатами региональное Управление ФНС встречает юбилей и как корректирует их текущая ситуация с пандемией коронавируса – об этом накануне праздника наш разговор с руководителем УФНС России по Томской области Геннадием Морозовым

– Да, 2020 год в меньшей степени запомнится нам как юбилейный. Но как всякий сложный период – переосмыслением и глубоким анализом своей деятельности. И что важнее всего – выходом на новые решения, к которым в обычной жизни мы бы шли несколько дольше.
– Какие же уроки выносят налоговики из «ковидной эпохи»?
– Уже в первые дни введения ограничительных мер стало понятно, насколько эффективен курс Федеральной налоговой службы на IT-технологии в налоговом администрировании. Во-первых, цифровизация большого массива данных позволяет систематизировать и анализировать сведения самых разных направлений. Оперативные меры Правительства Российской Федерации по поддержке бизнеса и граждан принимались в большей мере на основе базы данных ФНС. Во-вторых, цифровые технологии помогли службе быстро адаптироваться в сильно изменившейся экономической и социальной среде и продолжать осуществ­лять свои функции. В-третьих, практически не снизились возможности налогоплательщиков пользоваться услугами ФНС и своевременно исполнять свои налоговые обязательства посредством электронных сервисов ФНС независимо от того, открыт прием в операционных залах инспекций или временно приостановлен.
– Но снижение бизнес-активности неминуемо влечет сокращение налоговых платежей…
– Однако за счет вышеназванных условий нам удалось несколько сдержать возможные негативные последствия снижения деловой активности. Всего с территории Томской области в бюджетную систему РФ мобилизовано более 156 миллиардов рублей – на 47 миллиардов меньше прошлогоднего. При этом налогоплательщиками, администрируемыми налоговыми органами региона, перечислено на 2 миллиарда рублей больше, чем годом ранее. В том числе обеспечен рост по НДФЛ практически на 5% и на 1% – по страховым взносам. Хочу подчеркнуть: в течение полугода были приостановлены все меры принудительного взыскания.
– Значит, можно говорить о том, что бизнес все-таки держится и людям зарплату платят?
– Этому, безусловно, способствовали меры государственной поддержки предпринимательства. В частности, в Томской области безвозмездные субсидии на сохранение численности работающего персонала получили 7 813 хозяйствующих субъектов на общую сумму 698 миллионов рублей, субсидии на дезинфекцию и профилактику распространения ковида – 1 446 компаний на 37,5 миллиона рублей и 22 некоммерческие организации на почти 2 миллиона рублей. Налогоплательщики из числа пострадавших отраслей и социально ориентированные НКО освобождены от уплаты налогов и взносов за второй квартал текущего года. 81 томской компании предоставлены отсрочки на сумму более 230 миллионов рублей.
– Еще одна новая практика налоговых органов в ковидной истории – выполнение несвойственной ФНС функции – выплата субсидий. Судя по результатам, налоговики справились и с этой задачей.
– Да, процесс исполнения поручения президента и правительства запускался с нуля, методику осваивали с колес, оперативные вопросы решались в буквальном смысле молниеносно. В мае – июле у инспекторов не было ни праздников, ни выходных. Но наши специалисты, как всегда, проявили свои лучшие качества. За что я хочу, пользуясь случаем, еще раз поблагодарить их.
Одновременно с целью оперативного мониторинга ситуации в экономике области при управлении был создан Региональный ситуационный центр, который держал тесную связь с администрацией Томской области, уполномоченным по защите прав предпринимателей в регионе, общественными организациями, поддерживающими развитие бизнеса (областным центром «Мой бизнес», Томской торгово-промышленной палатой, региональными представительствами общероссийских организаций «Деловая Россия» и «Опора России»). Для расширения каналов сбора данных о финансовом положении предпринимательства мы открыли круглосуточную телефонную горячую линию. Только за первый месяц ее работы поступило около сотни обращений, ответы на которые готовились в течение двух-трех дней. Я уже не говорю про поток обращений в инспекции.
– Получается, можно успешно взаимодействовать с налоговой бесконтактно?
– И это еще один полезный урок как для нас, так и для налогоплательщиков. Нужно отдать должное томичам, они (за редким исключением) с пониманием восприняли сначала закрытие операционных залов, а затем режим приема только по предварительной записи. И очень быстро освоили дистанционные форматы взаимодействия с нами. Доля деклараций, представленных в электронном виде, уже достигла 85%, а информационных услуг, запрошенных из «Личного кабинета» налогоплательщика или по телекоммуникационным каналам связи, – 99%.
– Но и праздники меняют свой формат в этом году. Как будете отмечать 30-летие службы?
– К сожалению, многие мероприятия по празднованию нашего юбилея пришлось отложить до лучшей эпидемиологической обстановки. Но радует, что часть добрых дел, приуроченных к этой дате, мы все-таки провели. Я  говорю и о посадке деревьев в Михайловской роще, и о благотворительной акции по пополнению областного банка крови, и о нашем вкладе на областной счет «Победа» в поддержку участников Великой Отечественной вой­ны.

Фото: Артем Изофатов

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

67 − 66 =