В последнее время в Томске вновь активизировалась деятельность контор, которые впаривают доверчивым потребителям бесплатные омолаживающие процедуры, а также возможность узнать индекс массы тела и получить рекомендации по похудению. На этот раз звонки идут от лица весьма известной и прежде вполне респектабельной клиники.

Стыдно выглядеть нищей

Одна дама, предпринимавшая очередную героическую попытку похудеть, еще пару лет назад жаловалась, что в прежде уважаемом медицинском центре «Доктор Б» многое изменилось: минимум психотерапии, максимум торговли. Клиенткам (слово «пациентки» становится все менее уместным) постоянно предлагают купить какие-то препараты, причем весьма настойчиво, так что отказаться очень трудно. Во-первых, срабатывает стадное чувство: «Все берут!», а во‑вторых, неловко: «Еще подумают, что я нищеброд». Так что покупают многие, даже когда чудодейственный бальзам и впрямь не по карману.

Как нам рассказала Мария Родченко, адвокат и эксперт ОНФ, на этом и строится весь расчет. Нужно обладать железной силой воли и выдающейся самооценкой, чтобы устоять, когда вам говорят: «Женщина, вам на себя денег жалко?» или «Посмотритесь в зеркало! Вам 40, а вы выглядите на 50! Разве можно так себя не любить?» А если при этом вам активно вешают лапшу про скидки, акцию «только сегодня» и настойчиво предлагают кредит…

– Именно напор, когда не дают возможности подумать, посоветоваться с родными, должен особо настораживать, – говорит адвокат. – Моя клиентка рассказывала, что в «Докторе Б» ей не дали позвонить дочери и даже не давали выйти из помещения, пока она не подпишет договор.

Возможно, какая-нибудь Анна Чапман или Наталья Поклонская устояли бы. Простая же российская дама постбальзаковского возраста растекается и подписывает контракт. И только дома, перечитав документы и еще раз взглянув на цифры, приходит в тихий ужас.

Знаменитый «чемоданчик Дешели» несколько лет назад толкали за 40–60 тыс. Кстати, потребителям толком и не объяснили, действительно ли фирма израильская и правда ли кремы, алмазная пудра и прочее содержимое суперчемоданчика – косметические средства класса премиум. Оно вряд ли, ведь, судя по попавшим в Сеть договорам франчайзинга, самим франчайзи чемоданчик обходился максимум в 6 тыс., а самым ловким и трудолюбивым (то есть сумевшим одурачить максимум клиентов) – и вовсе в 3,5–4 тыс. Информация эта разошлась достаточно широко, и, казалось бы, поймать на эту удочку невозможно даже самую перезрелую красотку. Но нет предела изобретательности мошенников! Творчески переосмыслив опыт «Дешели» и объединив его с достижениями продавцов пылесосов «Кирби», они переориентировались на другую возрастную группу.

Ах вы, бедные овечки… Пастораль на Розочке

Судя по возрасту автора приведенного ниже поста (а ей точно ближе к 50, нежели к 40), теперь целевая аудитория торговцев молодостью – не девушки в возрасте, а настоящие старушки.

«Короче, вот эта контора (скан документов прилагается. – Прим. ред.) пригласила мою маму на сеансы массажа, первые три из которых – бесплатные. Под видом договора об оказании услуг дала подписать кредитный договор, всучили ей какую-то прозрачную субстанцию в литровой бутылке за 36 000 руб. и какую-то пластмассовую дребедень за 9 000 руб. Сказали, что это надо для следующих сеансов массажа на их чудо-агрегатах. С каждым разом сеансы будут стоить все меньше и меньше. В результате мама должна выплачивать кредит на сумму 51 000. В общем, как говорится, берегите себя и родителей и предупредите их об этих «разводящих».

P. S. После их массажа у мамы образовались уплотнения на лимфоузлах. Кто в курсе, подскажите, что можно сделать и стоит ли подавать заявление в полицию?»

Отклики френдов колебались в диапазоне от самого черного пессимизма («это жулики, но договор составлен грамотно, опротестовать его невозможно») до безоговорочного оптимизма. Внесли свою лепту и мы, предложив обратиться к Марии Радченко, предварительно, разумеется, спросив у нее, есть ли смысл бороться, на что юрист ответила утвердительно. Правда, с оговоркой: чем меньше времени прошло с момента заключения договора (имеется в виду кредитный договор с банком «Ренессанс-кредит»), тем больше шансов на успех.

Был и такой конкретный совет:

«Заходила в Роспотребнадзор узнать по части этой проблемы у вас, смогут ли помочь. Зайдите с документами (бумагами, договорами и т. д.) СРОЧНО туда (пр. Фрунзе, 109а, кажется, второе здание от угла с Шевченко), каб. 210, к Ольге Анатольевне Игнатьевой».

И – о чудо! – буквально через день наступила счастливая развязка:

«Друзья, спасибо всем за участие. Благодаря юристу и консультации начальника отдела по защите прав потребителей Роспотребнадзора вчера всю ситуацию разрулили. Мама написала отказную, клиника приняла товар обратно и договор с банком расторгнут. Берегите себя и родителей.

P. S. При посещении с мамой этого заведения меня не покидало чувство вселенского «развода» людей: гражданки, как правило, пенсионного возраста, молодой персонал, стремящийся поговорить с каждым о здоровье, о домашних делах, старушки, легко втягивающиеся в диалог (им явно не хватает внимания родных и близких), охранник, который с порога начинает с ними говорить о своих домашних делах.

Как это у древних – «Бойтесь данайцев, дары приносящих»…»

Спасение утопающих – дело рук утопающих… и прокуратуры

Первый вопрос, который мы задали Ольге Игнатьевой:

– Часто ли в отдел защиты прав потребителей обращаются с аналогичными просьбами о помощи?

– Нет, знаете, сегодня это единичные случаи. Раньше – да, было много похожих обращений – по поводу чудо-фильтров для воды, пылесосов «Кирби». Сейчас мы о них уже и забывать стали.

– Как вам удалось так быстро разрешить ситуацию?

– Знаете, мы тоже немножко удивились. Думаю, все дело в том, что мы правильно составили разговор. Просто спросили, предупреждали ли клиентку о возможных противопоказаниях с учетом имеющихся у нее хронических заболеваний. Они очень смутились и согласились расторгнуть договор. Но, признаюсь честно, если бы косметический салон встал в позу и дело бы дошло до суда, легким бы процесс не был.

Примерно то же самое сказала нам и Мария Родченко:

– В Томске было несколько подобных процессов, но выиграть пострадавшей удалось только раз, когда ее поддерживала прокуратура. Так что я искренне советую всем не попадать в такие ситуации.

И повторила дословно слова Игнатьевой:

– Помните о бесплатном сыре в мышеловке!

ЧЕТЫРЕ СОВЕТА ТЕМ, КТО ПОДПИСАЛ КРЕДИТНЫЙ ДОГОВОР НА ПОКУПКУ НЕНУЖНЫХ «ТОВАРОВ И УСЛУГ»:

1. Обратитесь в районную прокуратуру и напишите заявление.

2. Обратитесь в Роспотребнадзор с аналогичным заявлением.

3. Немедленно лично обратитесь в банк с заявлением о расторжении договора.

4. Все ваши обращения составляйте в двух экземплярах. Один экземпляр оставляйте себе и требуйте, чтобы его зарегистрировали. В прокуратуре и Роспотребнадзоре это сделают сами, а вот в банке ваше обращение может «затеряться».

Автор: Майя Барецкая

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 + = 19