Кто и зачем командировал музыканта на крышу

Елена Смирнова

Фото: Артем Изофатов

_J0A9962

Дисциплина в оркестре – вопрос необсуждаемый. Ровно в 10.00 музыканты должны занять места на сцене, чтобы начать утреннюю репетицию. Несколько дней подряд трубач Алексей Шелест нарушал порядок. Надев строгий концертный смокинг, он отправлялся… на крышу БКЗ. И уже через несколько минут над площадью Ленина разливалась музыка. За опоздания на репетиции никто на Алексея в обиде не был. Необычная музыкальная акция – соло трубача на крыше – подарок любимому городу ко Дню томича от Томской филармонии и звучный финальный аккорд фестиваля «Летние вечера в органном зале».

Пойдем на крышу, подруга

Даже далекий от академической музыки человек знает: скрипка – дама капризная. Малейшее переохлаждение, чрезмерная влажность воздуха – и испорченное звучание гарантировано. У трубы, заверяет Алексей, характер тоже мама не горюй. Но при этом она подруга надежная: командировать ее на крышу можно запросто. Громкий звук трубы слышен, даже когда играет весь оркестр. Что уж говорить про соло на крыше над еще томной после ночного сна площадью.

– По большому счету с любым инструментом можно проводить подобный open-air. Кроме органа – просто потому, что его на крышу не взгромоздишь, – улыбается Алексей Шелест. – Конечно, есть разница в том, как ведет себя труба в зрительном зале и во время уличного концерта. Например, из-за ветра (а в дни акции он не дремал) неизбежно страдает тембральная окраска. И звук в идеале должен наполнять пространство, а на улице он рассеивается.

Труба – инструмент с особыми полномочиями. В Средние века трубачи были обязательными членами войска, только они могли с помощью сигнала быстро передать приказ командующего другим частям армии, находившимся на расстоянии. В мирное время трубы звучали на праздничных шествиях и извещали о прибытии высокопоставленных особ. У необычной акции филармонии тоже своя программа – приглашение на концерты Томского симфонического оркестра и утреннее приветствие любимому городу.

Свой среди своих

Музыка лилась с крыши БКЗ три утра подряд. Никакой заранее запланированной программы для пятиминутных соло у трубача Алексея Шелеста не было. Она рождалась спонтанно. Для дебютного выступления на крыше музыкант выбрал знакомую не одному поколению россиян увертюру Евгения Птичкина из фильма «Два капитана».

– В этой музыке слышен призыв к великой цели. Она настраивает на высокие мысли, – объясняет свой выбор Алексей. – И я хотел, чтобы город перед началом нового дня тоже настроился на высокую ноту. Утро – лучшее время для реализации серьезных планов.

Увертюру из «Двух капитанов» Алексей играл еще в 15 лет, когда только начал учиться у Шевкета Тейфикова, одного из лучших трубачей России. Это было первое соло начинающего музыканта в Волжском эстрадно-симфоническом оркестре. По стечению обстоятельств Шевкет Джаферович в середине 1980-х играл в Томском симфоническом оркестре. Алексей работает в областной филармонии с 2015 года, он принял эстафету от своего наставника.

В другие дни заряжали томичей хорошим настроением фрагмент из Рапсодии в стиле блюз Дж.?Гершвина, мелодия из кинофильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» и Фантазия Римского-Корсакова, «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».

Труба уже завершила прогулки на крыше. Фестиваль летних вечеров в органном зале тоже финишировал. Но впереди у трубы и ее коллег по цеху целый симфонический сезон. Он обещает местным меломанам много сюрпризов.

7JqmxiOt4q8

Музыкальную эстафету трубача Алексея Шелеста переняла солистка Томской филармонии органистка Мария Блажевич. Вывести на прогулку внушительных размеров орган, разумеется, проблематично. А вот легкий на подъем и мобильный синтезатор – запросто! С крыльца БКЗ, превратившегося на два дня в сцену под открытым небом, звучали отрывки из произведений Чайковского и Грига. Отдельным бонусом стали знакомые мелодии, которые играл оркестр Поля Мориа. Такое вот французское лето посреди сибирской осени

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 + 10 =