Кто не рискует…

…тот управляет рисками, уверены в «Газпромнефть-Востоке»

Нефтедобыча – по определению опасное производство. Полностью избежать непредвиденных ситуций если не невозможно, то во всяком случае крайне сложно. Серьезные компании, пришедшие всерьез и надолго, внедряют у себя эффективную систему предупреждения разливов и выбросов, а также быстрого реагирования, устранения их последствий. Применяя новейшие технологии экологического контроля, добросовестные нефтяные компании опираются на мировой опыт, принимая во внимание и специфику региона, в котором они работают.

– Думаю, дело все же больше в настрое, в серьезности подхода к этой проблеме, – говорит начальник управления промышленной, пожарной безопасности и охраны окружающей среды «Газпромнефть-Востока» Александр Айкашев. – Компания «Газпром нефть», например, сознает полную меру ответственности за все виды безопасности (промышленную, пожарную, экологическую, персонала) и стремится занимать лидирующие позиции в этой сфере, применяя лучшие мировые практики. Компанией сразу была задана очень высокая планка для всех дочерних предприятий. Отсюда – стандарты в области промышленной, экологической безопасности, охраны труда, регулярные тактико-специальные учения, тренировки, обучение персонала, вовлечение его в процесс управления рисками, связанными с процессами неф­тедобычи и нефтепереработки. Такой подход не требует каких-то масштабных вливаний. Главное – соблюдение написанных правил, стандартов, регламентов.

Безопасность по стандарту

В компании «Газпромнефть-Восток» стандарты в области промышленной, экологической безопасности, охраны труда активно начали внедрять три года назад. На сегодня на предприятии действуют уже 10 локальных нормативных документов, стандартизирующих и описывающих практически все основные процессы в этой области.

– Благодаря стандарту работник знает, что ему делать на определенном этапе, – объясняет Александр Айкашев. – Например, стандарт по идентификации, оценке и минимизации рисков описывает технологию их выявления, оценки, составления реестра рисков, определяет взаимодействие персонала при управлении данными рисками, а также содержит перечень мер, с помощью которых можно предотвратить опасность либо минимизировать ее.

Увидеть то, что не видят другие

По мнению Александра Айкашева, работа эколога на производстве по определению крайне консервативна, а главными его качествами должны быть скрупулезность, усидчивость, внимательность.

– Здесь трудно придумать что-то новое: есть требования, прописанные законодателем, мы же обязаны организовать четкое, стопроцентное выполнение этих требований. Вся наша деятельность «зашита» в многочисленные правила, регламенты, руководящие документы. Но, управляя рисками, эколог должен не только прекрасно знать все эти регламенты и инструкции, но и уметь увидеть то, что, возможно, не видят те, кто трудится на объекте каждый день. Наши экологи – Светлана Карагичева, Наталья Рапопорт и Маргарита Мишина – именно такие квалифицированные и внимательные специалисты. У них стремление к чистоте, порядку, будь то месторождение, кабинет или дом, заложено в характере.

Предусмотреть непредвиденное

На месторождении оборудование работает под давлением, опасные вещества используются, начиная со скважины и заканчивая подготовкой и отправкой нефти в магистральный нефтепровод, поэтому на любом этапе от сотрудников компании требуются максимальные внимание, дисциплинированность, профессионализм.

– Выделить наиболее нагруженные рисками участки трудно – на всех этапах нашего производства риски примерно одинаковые, при этом многое зависит и от квалификации персонала, и от изношенности оборудования и тому подобного,– отвечает Айкашев. – Если предусмотреть непредвиденное все же не удалось и нежелательное событие все же случается, информация о нем немедленно попадает в центральную инженерно-техническую службу и заносится начальником смены в информационную управляющую систему «Азимут», которая действует во всех дочерних обществах «Газпром нефти».

Эта система, по словам Айкашева, аккумулирует в себе всю информацию обо всех происшествиях на всех месторождениях и объектах компании. Сюда же заносятся и все отчеты и базовая информация. Ну а при более серьезном инциденте вступают в реализацию различные планы ликвидации аварий.

– Для предупреждения и для ликвидации происшествий у нас есть все силы и средства, – продолжает начальник управления промышленной, пожарной безопасности и охраны окружающей среды «Газпромнефть-Востока».

Но в любой производственной сфере присутствует человеческий фактор. Обучить безопасной производственной деятельности можно всегда, а вот как мотивировать работника неукоснительно выполнять все стандарты и регламенты? И что бывает с нарушителями?

– Таких у нас на предприятии практически нет, – отвечает Айкашев. – Подход к вопросам дисциплины у нас очень жесткий: однократное замечание – максимум допустимого. Нефтедобыча – это дело, не допускающее легкомыслия.

 

В недавних тактико-специальных учениях на Шингинском месторождении участвовал коллектив промысла (ДПД и нештатное аварийно-спасательное формирование), множество техники

«В ходе учений мы имитировали сложную аварийную ситуацию с возгоранием, – рассказывает Александр Айкашев.– Все справились на отлично. На днях такие же учения пройдут на юго-западной части Крапивинского месторождения»

Кстати

Залог уверенности

В компании «Газпромнефть-Восток» действует система сообщений об опасности: на каждом месторождении в доступных местах есть ящики, напоминающие почтовые, куда каждый сотрудник может опустить записку с информацией о месте возможной в будущем поломки, сбоя.

– Так мы вовлекаем в процесс управления рисками рабочий персонал. Люди на своем рабочем месте могут увидеть больше. Эта простая, но очень эффективная схема также прописана в стандарте, – говорит Александр Айкашев.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре − два =