Кто сегодня делает культуру на селе

TNews784_22

Отшумевший недавно Год культуры порадовал жителей региона разнообразием праздников и фестивалей. Причем половина из них прошла в муниципалитетах области, была организована силами местных творческих коллективов и по уровню не уступила мероприятиям городским. Стало быть, не правы скептики, которые убеждены, что в районах культурная жизнь давно замерла и специалистов туда не заманишь? Попытка понять, кто нынче на селе сеет доброе и вечное, с одной стороны, выявила тревожные тенденции, но с другой – внушила оптимизм.

Голубь счастья

Обидно было так, что слезы градом катились по щекам. Заветная мечта рухнула – в списке поступивших на актерское отделение Губернаторского колледжа социально-культурных технологий и инноваций свою фамилию Дарья Байгулова не нашла. Она понуро брела по Лагерному саду с ощущением пропасти под ногами, когда почувствовала: что-то прилетело сверху на голову… Поднесла руку к макушке – голубь пометил!

Добрая примета не подвела. В колледж Дарья в тот год все-таки поступила: во время экзаменов ее заметил заслуженный артист России Сергей Хрупин, который набирал режиссерский курс. А на последнем году обучения она попала на практику в шегарский сельский дом культуры «Заря». Тоже по счастливой случайности: Дашу ждали на постановку новогодней сказки в облсовпрофе, но нужно было выручить одногруппницу, которой распределение указало на Мельниково и которая боялась деревни как огня.

Сегодня Дарья Байгулова, мечтавшая когда-то о театральных подмостках, – режиссер-постановщик и заведующая сельским клубом «Заря». Говорит, что именно здесь, в районном доме культуры, нашла себя и свое призвание.

– Переехав из города и столк-нувшись с буднями сельского клуба, я как с небес на землю спустилась, – откровенничает Дарья. – Самое слабое звено – материально-техническая база и финансирование. Но зато здесь дружный талантливый коллектив. Чижиков своих из детской театральной студии, которую набрала в прошлом году, очень люблю. Когда видишь их заинтересованность и горящие глаза, понимаешь – работу свою ты делаешь не зря. А что касается творческого роста, то он возможен всегда и везде. Было бы желание, а возможности всегда найдутся.

Играй, музыкант!

Томская область по площади не многим уступает Финляндии. Преодолеть километры дорог и часы пути в город ради спектак-лей, концертов и выставок большинству сельских жителей не по карману и не по нраву. Творческие коллективы областного статуса тоже не частые гости в муниципалитетах. Так сложилась ситуация, что жители районов оказались отрезаны от большой культурной жизни. Поэтому организация досуга на селе полностью ложится на плечи специалистов местных учреждений культуры.

Говорить о том, что в деревенских клубах, музеях, картинных галереях и библиотеках некому работать, не приходится. Свободных ставок там не так уж и много. По словам специалистов Департамента по культуре и туризму Томской области, сегодня на все муниципалитеты приходится около 150 вакансий. Притом что общее число работников культуры в регионе 4 тыс. человек. Потребность в кадрах составляет примерно 3–4% и является плавающей. Из года в год на село не охотно едут музыканты, постановщики праздников, преподаватели школ искусств.

Впрочем, ситуация с соотношением вакансий в сельских учреждениях культуры и людей, желающих их занять, может измениться не в лучшую сторону лет через 10–15. Сегодня в большинстве муниципалитетов руководят творческими коллективами, выдают книги, комплектуют фонды местных музеев люди предпенсионного и пенсионного возраста. Многие из них работают в своих библиотеках и домах культуры не один десяток лет – они приехали на село молодыми, еще в советское время, по распределению. Это выпускники местного культурно-просветительского училища, институтов искусств и культуры Новосибирска, Барнаула, Кемерова.

Проблема старения кадров коснулась как отдаленных от областного центра районов, таких, например, как Чаинский и Парабельский, так и близлежащих – Кожевникова и Тегульдета.

– Нехватка специалистов действительно существует. Это такая же объективная реальность, как и тот факт, что большинство работников культуры на селе – люди среднего и выше среднего возрастов. В одних муниципалитетах эта проблема стоит остро, в других – менее ощутима. Но сказать, что в каком-то районе области ситуация критическая, я не могу, – комментирует начальник Департамента по культуре и туризму Томской области Павел Волк. – И потом, давайте не будем забывать о том, что для людей творческих профессий возраст никогда не был определяющим критерием качества их работы. В нашем деле важен творческий потенциал специалиста. И чтобы у него глаз горел. Тогда будут успехи и высокий уровень мастерства. У нас в области есть такие специа-

листы. Например, заслуженный работник культуры РФ Валентина Генералова в Асине. Ее фольклорный ансамбль «Щедрый вечер» взял Гран-при престижного международного фестиваля «Роза ветров», проходившего во Франции. Или Вячеслав Сутко в Кривошеине, который возглавляет мужской казачий ансамбль «Разгуляй».

Пост сдал – пост  принял?

Тем не менее рано или поздно опытные возрастные специалисты уйдут на пенсию. О том, кто придет на смену старой гвардии, есть смысл позаботиться заранее, на местном уровне. Павел Волк убежден: если возникла нехватка кадров, значит, упущен момент, когда нужно было заняться поиском и подготовкой новых специалистов. Во многом успех такого мероприятия зависит от инициативы и политики тех, кто стоит у руля районной администрации и учреждений культуры.

Подобный переходный период несколько лет назад благополучно пережила Каргасокская детская школа искусств. В 2006 году для ее директора Петра Власенко стала очевидной проблема: пройдет еще лет пять, и учить ребятишек музыке будет некому – средний возраст педагогов приближался к 60. В начале лета, когда в консерваториях и музыкальных колледжах наступает жаркая пора выпускных экзаменов, Петр Тихонович вместе со своим заместителем отправился на разведку в Томск и ближайшие регионы.

– Нужно сказать большое спасибо администрации Каргасокского района, которая нашу инициативу одобрила и поддержала, – комментирует директор ДШИ. – Мы обращались к руководству учебных заведений с просьбой посоветовать нам перспективных выпускников. Потом общались с самими ребятами.

Первый «улов» оказался небогат. На предложение Петра Тихоновича откликнулась только Александра Мараховская, выпускница Алтайской государственной академии культуры и искусств. Она и сегодня преподает в Каргасокской ДШИ игру на фортепиано. А потом заработало сарафанное радио. И уже на следующий год в кабинете Петра Власенко стали раздаваться телефонные звонки от выпускников музыкальных училищ. Наслышанные про Каргасокскую школу искусств, они хотели пополнить ряды ее педагогов.

– Конечно, не в один миг ситуация изменилась. Но за 8 лет к нам приехали шесть молодых специа-листов. Это притом что всего в коллективе 15 педагогов. Теперь средний возраст преподавателей 36 лет, – подытоживает Петр Тихонович.

Молодая амбициозная команда вывела Каргасокскую ДШИ в число лучших детских школ искусств региона. Сегодня она может похвастаться новенькими музыкальными инструментами, сильными творческими коллективами, а количество учеников перевалило за 240.

Есть ли рай в шалаше?

Привлечение новых специалистов в ряды работников культуры – процесс, который в разных районах идет с разным успехом. Почему одни муниципалитеты становятся привлекательными для творческой молодежи, а в соседних попытки «омоложения» стремятся к нулю – вопрос открытый. Но что уж точно не является решающим фактором при выборе, так это его удаленность от областного центра и статус.

– После майских указов президента по повышению зарплаты работникам культуры, престиж профессии заметно вырос. К нам потянулась молодежь. Только за последние три года пять молодых специалистов пришли в музейную сферу и семь – в дома культуры. Эта тенденция радует, потому что сегодня основной возраст работников – 55 лет и старше, – отмечает начальник отдела культуры администрации Парабельского района Ирина Фокина.

А художественный руководитель Парабельского районного дома культуры Татьяна Никерова, которая раньше жила и работала в Кедровом, рассказала, что молодежи, желающей связать свое будущее с вокалом, танцами, книгами и картинами, там не было вообще.

Впрочем, находятся городские ребята, которые получают высшее образование, а потом едут работать в сельские дома культуры. Здесь все как в любви: притяжение, объяснить которое невозможно. Чуть меньше года работает в Кривошеине Юлия Слепова, методист по традиционным национальным культурам и прикладному творчеству. На село приехала после окончания Кемеровского государственного института культуры и искусства.

– Я слышала, что в Томской области у работников культуры неплохая зарплата, причем именно на селе. Среди других вариантов были Красноярский край и Хакасия, но до них дело не дошло. Меня радушно встретили в кривошеинской администрации, а когда я вошла в стены районного дома культуры и увидела приветливые лица своих будущих коллег, поняла: хочу работать здесь! – делится своей историей 27-летняя Юлия. – Первые месяцы пришлось привыкать к условиям сельской жизни. Но у меня категоричного настроя не было, поэтому адаптировалась легко. Зарплату получаю неплохую – 21 тыс. рублей. Для сравнения скажу, что мои однокурсники, которые работают в селах соседних регионов, зарабатывают в два раза меньше. Примерно треть зарплаты уходит на бытовые нужды, остальные – свободные деньги. На комфортную жизнь мне хватает.

Вот только такие истории, как у Юли, как и настоящая любовь, случаются не так уж часто. Хоть и говорят, что с милым рай и в шалаше, но жить современным молодым людям хочется вкусно и с комфортом. И если социальная инфраструктура районных центров более или менее развивается, то в маленьких селах и деревнях рассчитывать на такую жизнь не приходится. По крайней мере, так считают многие ребята.

Анна Федорова в нынешнем году оканчивает Губернаторский колледж социально-культурных технологий и инноваций. Она будущий хореограф. Полгода назад, как и все выпускники этого учебного заведения, поехала на практику в район. Ее распределили в кожевниковский Центр культуры и досуга.

– Для меня это был любопытный опыт. В Кожевникове один хореограф на шесть танцевальных коллективов. Работать там, возможно, было бы интересно. Тем более что ребята хотят заниматься и узнавать что-то новое. А чем заниматься после работы? Хочется и в кафе сходить, и в кино, и на дискотеку… Поэтому работать в село я не поеду ни при каких условиях, – говорит Аня.

Квартирный вопрос испортил…

Каким калачом заманивать молодых специалистов – задачка, над которой еще предстоит поломать голову администрациям районов. Начальник отдела культуры Чаинского района Юрий Третьяков и некоторые его коллеги из других муниципалитетов сходятся на том, что таким калачом может стать жилье.

– Нужна программа вроде «Земского доктора», но для работников культуры, – убежден Юрий Александрович. – Квартира в наше время – удовольствие дорогое. Если мы будем предлагать ребятам, например, миллион подъемных рублей, у них появится хоть какой-то стимул ехать в районы области.

Пока же в регионе действуют только программы по поддержке молодых специалистов на селе. Но и те выручают слабо. Для Екатерины Борейши, художественного руководителя песочно-дубровского Дома культуры (Кожевниковский район), попытка получить жилье по программе устойчивого развития села закончилась разочарованием.

– Изначально предполагалось, что мне, как молодому специалисту, выделяют 700 тыс. рублей на приобретение квартиры, а 300 тыс. рублей я добавляю сама. На деле оказалось, что администрация может дать только 200 тыс. рублей. А у меня зарплата 14 тысяч, – сетует Екатерина. – Сейчас мы с мужем снимаем квартиру в двухэтажном общежитии от сов-хоза. Жилплощадь немаленькая, но вот удобства на улице и нет горячей воды. К сожалению, других вариантов пока нет.

Аналогичный договор с администрацией Шегарского района подписала, а через четыре месяца расторгла Дарья Байгулова.

– Условия были такие: я подписываю контракт на 5 лет, и государство дает мне 700 тыс. рублей на приобретение жилья, – рассказывает Даша. – Правда, чтобы стать ее участником, нужно предоставить выписку со счета в банке, где должно лежать не менее 300 тыс. рублей. Откуда у молодого специалиста, который только вчера окончил колледж, такие деньги? Но главной загвоздкой стал пункт договора: дом должен быть не старше пяти лет. Только в Мельникове многоквартирники не строятся давно – пришлось рассматривать варианты с покупкой дома. А стоит он здесь минимум 2,5 млн рублей. Если бы не этот пункт, я могла бы купить благоустроенную квартиру в старом многоквартирнике, уложившись в 1 млн рублей. Поняв, что приобрести дом по условиям договора не удастся, я его расторгла. Зачем он нужен, если ничего не дает?

Из Мельникова Дарья уезжать не собирается – жить и работать здесь ей нравится. Квартирный вопрос тоже решился благополучно: она снимает двухкомнатную благоустроенную квартиру с двумя девчонками, тоже молодыми специалистами. Вскладчину коммунальные радости обходятся недорого – около 3 тыс. рублей в месяц. В планах Даши – получить высшее театральное образование. Среди вариантов – Кемерово и Москва. Девушка говорит, что ее цель – поднять свой профессиональный уровень и привезти этот багаж в свой дом культуры. Но кто знает, как сложится жизнь молодого перспективного специалиста? В Мельниково она может и не вернуться – здесь ее ничто не держит.

Путевка в профессию

– Самый действенный способ обеспечить муниципалитеты кадрами – выучить местных ребят, – считает начальник департамента по культуре и туризму Павел Волк. – Даже при наличии всех социальных благ не факт, что человек прирастет к новому месту. В Томске есть четыре учебных заведения, которые покрывают потребность области в культурных кадрах. Контрактную целевую подготовку никто не отменял. Более того, мы готовы помогать муниципалитетам, которые будут отправлять на обучение своих специалистов.

Ряд районов Томской области, убедившись, что заманить к себе чужих сложно, уже работают по такой схеме. Намывают золотой песочек среди перспективных ребят, которые занимаются при местных домах культуры. Но создавать условия для удержания работников культуры на селе все равно придется. В том числе как-то решить проблему с жильем. Анна Бояринова из села Куянова Первомайского района в нынешнем году оканчивает Институт искусств и культуры ТГУ. Начиная с четвертого курса она работала в местном доме культуры на полставки, вела три танцевальных коллектива. Хотела остаться в Куянове, но теперь уже сомневается.

– По штатному расписанию еще одна полная ставка в нашем доме культуры не полагается. Сейчас я получаю 5 900 рублей. На такие деньги даже в деревне прожить непросто, – делится Анна. – Встать в программу для молодых специа-листов, чтобы получить жилье, я тоже не могу, потому что прописана у родителей. Как быть дальше, я еще не решила. Но работать за такие копейки, пусть даже занимаясь любимым делом, я не хочу.

К слову сказать, нагрузка, которая ложится на плечи сельских работников культуры, в связи с оптимизацией и сокращением ставок тоже проблема. Лариса Тимошенко, заведующая сектором Прокопского сельского клуба (Парабельский район), в культуру пришла из педагогики. Сначала работала в детском саду, когда его ликвидировали – в школе, после закрытия школы местная администрация предложила ей взять на себя организацию досуга в Прокопе. В ближайшие месяцы Лариса Викторовна по семейным обстоятельствам переезжает в районный центр. Из культуры тоже уходит.

– Никогда не думала, что найду себя в этой сфере. Шесть лет, которые я проработала в клубе, были замечательными. Но устала. Я была и швец, и жнец, и на дуде игрец. Писала сценарии праздников, искала ведущих, подбирала музыку и оформление, ставила танцы. Еще и полы после концерта сама мыла, – рассказывает Лариса Тимошенко. – И зарплата у меня неплохая, и работа интересная. Но больше сил нет, нужно сделать паузу.

Свято место пусто не бывает. По крайней мере, на отсутствие желающих занять должность заведующего клубом в администрации районов сегодня не жалуются. Особенно это актуально для маленьких населенных пунктов, где рабочих мест раз-два и обчелся.

Сегодня переживать о том, что сельская культура остается без специалистов, нет оснований. Но подготовить подушку безопасности все-таки нужно. Тем более для такой стихийной и нестабильной сферы, как культура.

Проблема старения кад-ров в равной степени коснулась отдаленных и близлежащих от областного центра муниципалитетов.

Привлечение молодых специалистов на село – процесс, который в разных муниципалитетах идет с разным успехом. По словам руководителей районных администраций, после майских указов президента по повышению заработной платы работникам культуры престиж профессии заметно вырос.

В Томске есть четыре учебных заведения, которые покрывают потребность области в культурных кад-рах. Жители муниципалитетов, желающие освоить профессию, могут воспользоваться контрактной целевой подготовкой.

цифра

Сегодня в областных учреждениях культуры – 150 вакансий.

На село не едут музыканты, постановщики праздников, преподаватели школ искусств.

асино, щедрый вечер

Фольклорный ансамбль «Щедрый вечер» из Асина становился победителем музыкальных конкурсов и фестивалей, проходивших в Италии, Финляндии, Болгарии, Чехии, Франции

казаки2

Мужской казачий ансамбль «Разгуляй» – бренд Кривошеинского района

парабель

Народному хореографическому ансамблю «Парабель» – 37 лет. Долгие годы коллективом руководила хореограф Зоя Барышникова. Сегодня ансамбль возглавляет Елена Ковалева, ее ученица

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 + 16 =