Куда едет «Томскавтотранс»?

Дмитрий Езерский

TNews790_10

Призрак банкротства бродит вокруг ОАО «Томскавтотранс».

Когда-то крупнейшее транспортное предприятие области сегодня оказалось в тяжелейшем финансовом положении. Задолженность перед кредиторами превысила 70 млн рублей. Имея большой запас прочности, «Томскавтотранс» долгие годы наращивал эту задолженность.

Казалось бы, что может угрожать предприятию, имеющему в активе томский автовокзал и крупнейшую в области автобазу. Но сегодня угроза существует в лице кредиторов, которые получат контроль над предприятием в случае возбуждения процедуры банкротства.

Как «Томскавтотранс» доехал до жизни такой?

Одна из социальных функций государственной власти в Томской области – осуществление пассажирских перевозок на ее территории. Для реализации этой функции было создано ОАО «Томскавтотранс». При этом большинство пригородных и значительная часть внутриобластных перевозок являются убыточными, поскольку установленный тариф на проезд не покрывает затрат перевозчиков на перевозку, а также ввиду большого количества пассажиров, пользующихся льготами на проезд, так называемым единым социальным проездным билетом. Кроме того, все больше людей пересаживаются на собственные автомобили и пассажиропоток постоянно сокращается.

– Это, по сути, не коммерческие, а социальные маршруты, – поясняет исполняющий обязанности начальника областного департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Денис Празукин. – Таким способом областная власть выполняет свои функции по организации пассажирских перевозок и социальной защите населения. Многие жители нашего региона не могут оплачивать полную стоимость проезда, а ездить в Томск и другие поселения области им жизненно необходимо. И такую возможность государственная власть должна им обеспечить.

По словам Дениса Празукина, изначально предполагалось, что убытки социальных маршрутов будут покрываться за счет перевозок на прибыльных направлениях – междугородних и межрегиональных. Такая схема позволила бы областной администрации выполнять свои обязанности перед населением региона с минимальным субсидированием деятельности перевозчика из областного бюджета или при полном отсутствии такового.

Однако на практике была реализована несколько иная схема.

Под предлогом снижения налоговой нагрузки бывший генеральный директор «Томскавтотранса» собрал под крылом предприятия группу компаний, контролируемых физическими лицами, на которые была переведена вся производственно-хозяйственная деятельность «Томскавтотранса»: перевозки, ремонт, снабжение и даже сдача имущества в аренду. При этом были разведены по разным организациям прибыльные перевозки (межсубъектные, междугородние) и убыточные пригородные.

Для поддержания схемы в рабочем состоянии прибыльные компании: ООО «Автопредприятие Межобластное» и ООО «Томскавтоэкспресс», за счет части своей прибыли «кредитовали» «Томск-автотранс», который, в свою очередь, за счет этих средств покрывал убытки компаний, осуществлявших пригородные перевозки, тем самым наращивалась задолженность «Томскавтотранса» перед этими прибыльными компаниями. Областной бюджет с разной степенью периодичности возмещал убытки по пригородным перевозкам. Полученные средства направлялись на погашение кредиторской задолженности прибыльных компаний.

В результате такой налоговой «оптимизации» прибыльная часть перевозочной деятельности стала работать на частный карман, а убытки так и остались тяжелым возрастающим бременем на бюджете Томской области.

Кроме того, договоры на оказание управленческих услуг, которые были заключены с прибыльными перевозчиками, не только не являлись прибыльными, но даже не покрывали всех издержек предприятия, связанных с оказанием данных услуг. Таким образом, бухгалтерия, кадровая служба, юристы, экономисты делали свою работу для прибыльных компаний в значительной степени за счет «Томскавтотранса». Кому-то показалось мало, что на эти предприятия были заведены прибыльные перевозки.

Не остался в стороне и еще один центр прибыли – ОАО «Томскавтосервис», большая часть доходов которого добывалась на «костях» до предела изношенного, необновляемого автобусного парка пригородных перевозчиков.

Прибыльные организации никогда не забывали про обновление своего автобусного парка, в том числе под поручительство «Томскавтотранса». Это позволяло им постоянно наращивать объемы своих перевозок, в то время как «Томскавтотранс» со своими пригородными перевозчиками продолжал загибаться и наращивать убытки, замаскированные под видом дебиторской задолженности пригородных перевозчиков перед «Томскавтотрансом».

Атака кредиторов

По результатам работы комиссии, созданной на основании распоряжения губернатора Томской области Сергея Жвачкина, в начале 2014 года руководителю «Томскавтотранса» было предложено оставить свой пост.

Процесс оставления поста затянулся на несколько месяцев, до конца мая 2014 года. В этот период ООО «АП Межобластное» и ООО «Томскавтоэкспресс» подали в суд иски о взыскании кредиторской задолженности с «Томск-автотранса». «Томскавтотранс» признает в суде задолженность и отказывается от представительства в суде, а интересы ООО «АП Межобластное» и ООО «Томскавтоэкспресс» в суде представляет… юрист «Томскавтотранса». И, как следствие, суд незамедлительно выносит решения в пользу взыскателей. «Томскавтотранс» не стал обжаловать вынесенные решения, и они вступили в законную силу в кратчайшие сроки.

В начале августа 2014 года исполняющим обязанности генерального директора «Томск-автотранса» был назначен Валерий Осипенко, который незамедлительно получил документы о взыскании задолженности по двум вышеуказанным решениям в размере 17,7 млн рублей.

– Исполнительные листы пришли на второй день моего пребывания в должности, – рассказывает генеральный директор ОАО «Томскавтотранс» Валерий Осипенко. – Я даже дела еще принять толком не успел, как пришлось в авральном порядке решать вопрос о выживании предприятия. Останавливать перевозки было нельзя, а как работать, если счета заблокированы? Тем самым возникла реальная угроза для блокирования деятельности автовокзала и, как следствие, всех осуществляемых через него перевозок, включая международные. Пришлось срочно придумывать законные схемы, чтобы рассчитываться по текущим платежам наличными деньгами.

В создавшейся критической ситуации по рекомендации заместителя губернатора Томской области Леонида Резникова новый руководитель «Томскавтотранса» обратился за помощью к генеральному директору ЗАО «ЛЕКСИ» Алексею Золотухину. Руководству «Томскавтотранса» совместно с консультантом ЗАО «ЛЕКСИ» при поддержке администрации Томской области удалось нормализовать ситуацию, успокоить многочисленных кредиторов и наладить рабочие отношения с трудовым коллективом.

Антикризисный план

После получения субсидий из областного бюджета и нормализации обстановки в феврале 2015 года «Томскавтотранс» заключил с консультантом (ЗАО «ЛЕКСИ») договор о проведении анализа деятельности компаний группы ОАО «Томскавтотранс» в 2012–2014 годах и разработки на его основе плана антикризисных мероприятий. Первый проект плана был готов в начале апреля 2015 года.

– Основной целью плана, – поясняет генеральный директор ЗАО «ЛЕКСИ» Алексей Золотухин, – является сохранение имущественного комплекса и трудового коллектива даже в условиях временного отсутствия государственной поддержки, поскольку дальнейшее наращивание убытков и кредиторской задолженности ставит под угрозу существование предприятия как такового и контроль государства над его имущественным комплексом, включая единственный в областном центре автовокзал.

При этом план, допуская отсутствие государственной поддержки в краткосрочной перспективе, предусматривает ее необходимость для выхода предприятия из кризиса и окончательного расчета с кредиторами.

Гордиев узел интересов и ожиданий

Так получилось, что интересы кредиторов и трудового коллектива сегодня расходятся.

Кредиторы заинтересованы в погашении кредиторской задолженности за счет получения доходов от оказания услуг автовокзала, реализации непрофильного имущества и из других источников, а также прекращении любой убыточной деятельности «Томскавтотранса».

Это противоречит интересам трудового коллектива, большая часть которого прямо или косвенно задействована в деятельности, связанной с перевозкой пассажиров, которая и формирует убытки.

В свою очередь, интересы самих кредиторов также могут не совпадать. Кредиторы, которые контролируют большую часть кредиторской задолженности: ООО «Автопредприятие Меж-областное» и ООО «Томскавтоэкспресс», – в случае возбуждения процедуры банкротства являются основными претендентами на получение контроля над всем предприятием в целом. В этом случае остальные кредиторы останутся ни с чем в виде замороженной на длительный период задолженности.

В сложившейся ситуации, когда любое действие, дестабилизирующее работу предприятия, может стать поводом для возбуждения процедуры банкротства, некоторая часть трудового коллектива «Томскавтотранса», введенная в заблуждение слухами о готовящихся массовых сокращениях, поставила свои подписи под обращением на имя губернатора Томской области Сергея Жвачкина, которое, возможно, многие из них даже не читали.

Из текста обращения явно усматривается его выгодоприобретатель. В последнем абзаце звучит просьба вернуть на предприятие бывшего генерального директора. В тексте обращения «неизвестный» автор защищает экономические интересы «двух-трех терпеливых клиентов», которых затронуло повышение стоимости аренды и управленческих услуг, уже известных нам ООО «Автопредприятие Меж-областное» и ООО «Томскавтоэкспресс», чьи интересы неофициально представляет бывший генеральный директор.

На собрании трудового коллектива, состоявшемся 17 июня, генеральный директор «Томск-автотранса» Валерий Осипенко рассказал о ситуации на предприятии и планах по выходу из кризиса. Многие озвученные им факты оказались для работников откровением. Например, сообщение о том, что коллектив планируется не сокращать, а отправить во временный простой с сохранением большей части зарплаты.

Как сообщил «ТН» Денис Празукин, его департамент антикризисный план поддерживает, хотя многое будет зависеть от выводов, которые сделает комиссия после анализа реальной ситуации на предприятии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × 1 =