12.04.2019

Куда катится городской транспорт?

Статей на сайте: 85

Митинг «За умный транспорт», прошедший в Томске в конце минувшей недели, ажиотажа среди горожан не вызвал. Несмотря на чудесную погоду, народу на площадке Дома профсоюзов собралось кот наплакал. А ведь только против ликвидации автобуса «тройки» подписались полторы тысячи горожан,  и примерно столько же жителей Академгородка возмутились отменой сразу нескольких маршрутов!

 

Вьется по ветру веселый Роджер

Прочитала: вроде бы  в митинге участвовало около сотни томичей.  Автору показалось –  вдвое меньше. Если же не считать организованно прибывших партийцев да разного рода СМИ, то и вовсе раз-два и обчелся. Зато  выразить свое «фи» действиям мэрии решили все «парламентские» оппозиционеры сразу, о чем и свидетельствовало многоцветье знамен. На красно-желто-синем фоне развевалась даже пара черных (то ли анархистских, то ли пиратских) стягов.

Организаторами действа выступило движение, поделившееся своим названием с самим митингом. Его лидер – известный томский блогер с запоминающейся фамилией Козявкин – едва не распугал последнюю публику, пустившись в длинный рассказ об истории протеста.  Столь же унылым оказался и следующий оратор. На счастье организаторов, жару поддал оказавшийся в Томске наш бывший земляк, а ныне крупный политический деятель и депутат Госдумы РФ  г-н Диденко. Томичам явно стоит поучиться у Алексея Николаевича. Человек номер два (ну или около того)  в ЛДПР говорил, кстати, не только ярко, но и четко, а главное, по делу. В частности,  задал главный вопрос:  зачем?

Заявленные муниципалитетом цели –  избавиться от дублирования маршрутов и таким образом повысить безопасность и комфортность пассажирских перевозок – звучат красиво, но заставляют вспомнить любимую присказку еще одного томского политика: вам шашечки или уехать?  Нам, безусловно, уехать. А вот авторам «актуализации» схемы перевозок?  Вопрос.

 

Актуализовали на «троечку»

Связать межмуниципальные и городские перевозки –  это, конечно, здорово. Но при чем здесь интересы пассажиров? И, скажите на милость,  каким образом отмена популярных маршрутов, будь то 31-й, 3-й или 5-й, повышает комфортность и безопасность перевозок?

Ставшая за три года любимой многими «троечка» вызвала едва ли не больше всех эмоций. За нее подписывались самые разные люди – от родителей детей-аутистов до  предпринимателей из «Изумрудного города». Не говоря уже о студентах. Это очень студенческий маршрут. Он да 31-й – два автобуса, связывающие Сибирскую – Комсомольский с университетским центром города. По какой-то злой иронии оба решили «оптимизировать»…

О том же говорили многие городские депутаты несколькими днями раньше, на собрании городской Думы. Или еще раньше – на комитетах. Махир  Рустамов, председатель думской комиссии по транспорту, так и спросил: «Менять маршрут – желание больше пассажиров или нам надо межмуниципальный маршрут связать?» Или Виктор Носов, который  привел в пример слова жителя Академгородка. Для отца четверых детей, двое из которых студенты,  отмена одного из малопопулярных, с точки зрения анонимных экспертов, маршрутов  обойдется в 1 700 руб­лей в месяц за счет пересадки. Либо лишних 40 минут в объезд в переполненном автобусе. А они в час пик в Томске все переполненные. Днем – да, посвободнее. Даже можно сесть. А что, надо круглые сутки как сельди в бочке?

Получается, к одному и тому же выводу пришли как  принадлежащие к партии власти депутаты гордумы, так и участники митинга, уже начавшие работать на будущие выборы. «Актуализация» явно не преследует каких-то масштабных задач, она не меняет системы и очень мало работает на перспективу (если не считать обещаний повысить процент низкопольных автобусов и т. п.).

Едва ли не основное среди них – внедрить безналичную систему расчета. Ее нам сулили буквально к лету. Ну и почему бы не подождать тогда со снятием якобы неперспективных маршрутов? Всем понятно, что при нынешней системе оплаты судить о наполняемости автобусов можно лишь условно. Остается  полагаться на «авторитетные мнения экспертов».

Впрочем, сами перевозчики говорят: фиг вам, а не безнал! Выгоднее регулярно платить штрафы, чем показывать реальную выручку. Это, кстати, тоже прозвучало на митинге. Да мы, собственно, и подозревали что-то подобное.

 

«Мне говорят, что нужно строить новые троллейбусные пути, но последний троллейбусный завод в России закрывается и банкротится. В мире идет тенденция сокращения троллейбусов. Мы, тоже предвидя это, решили заменить их на большие автобусы. Какая разница человеку, каким транспортом ехать: на газу или на электричестве? Ему важна цена билета и качество оказываемых услуг. Газ – это тоже экологично, читайте послание президента. В Сибири и вообще в России нужно переходить на газомоторное топливо, потому что газа у нас достаточно. Электричество все равно дороже.

Иван Кляйн, мэр Томска

 

Трамвай «пятерочка», вези по городу меня…

Иван Кляйн, комментируя итоги митинга, заметил: его организаторы лишь подогревают тему, не высказывая конкретных предложений.  Это, положим, мэру показалось по телерепортажам. На самом деле предложений прозвучало сколько угодно и на любой вкус. В этом-то и была фишка тусовки: смешались в кучу кони, люди, фантазии, реальность…

Одни считают, что надо развивать электротранспорт, ремонтировать трамвайные пути и закупать новый подвижной состав. Прекрасно. Только где брать деньги? По мнению других, нужно выделить, как в Москве, полосу для общественного транспорта, и будет нам счастье: от Новособорной до Черемошников доедем за 7 минут. Тоже здорово. Только с какой скоростью будет двигаться весь остальной транспорт, с учетом нашей-то ширины улиц?

С одной стороны, муниципальный транспорт требует всяческой поддержки («С чего вы взяли, что ТТУ должно приносить выгоду? Общественный транспорт априори убыточен»), с другой – «Сколько можно вливать денег в эту убогую структуру?»…  На плакатах – «Нет засилью маршруток!» и тут же: «Дайте перевозчикам спокойно работать»…

Вот с чем все согласны, так это с тем, что транспортной проблеме требуется системное решение. Но ведь и Кляйн говорит о том же! По его мнению, как раз в мэрии и  разработали готовую концепцию развития общественного транспорта.  А именно: избавиться от дублирования маршрутов, заключить с перевозчиками контракты не на три, а на пять лет, обязать их обновить автобусы, а мэрии – продумать обновление ТТУ. При этом задача власти – убедить горожан отказаться от личных автомобилей и пересесть на общественный транспорт. И вряд ли это будет транспорт электрический. По крайней мере, судьба троллейбусов  не просматривается… Это никакой не комплексный подход, говорят оппоненты, где видение хотя бы на 7–10 лет вперед?

*  *  *

Мэр Томска на митинг не пошел, однако провел встречу с предпринимателями, которые работают на маршрутах. Тема –  качество пассажирских пере­возок, модернизация маршрутной сети и проведение электронных торгов на право перевозки пассажиров с 1 января 2020 года.

По словам мэра, окончание действующих контрактов – еще не повод для хамства водителей, плохого санитарного состояния автобусов, нарушения интервалов и проезда остановок.

– Проверки будем только усиливать, а нарушителей – штрафовать. Что касается модернизации маршрутной сети, то мы сейчас изучаем все поступившие обращения томичей и будем стараться учесть их. С начала года мы вели совместную работу с областью, чтобы создать единый стандарт качества пассажироперевозок. Он будет предусматривать предельный возраст автобусов – не старше 10 лет, наличие низкой посадочной площадки и ряд других факторов, которые напрямую влияют на качество и безопасность пассажироперевозок.

Контракты будут заключены на пять лет. Торги на маршруты начнутся с 1 июля. Цель конкурса – определить победителя с наилучшим предложением. Окончательно критерии оценки будут заявлены в конкурсной документации после утверждения стандарта качества и модернизированной маршрутной сети.

 

Мнения

Алексей Диденко, депутат ГД РФ:

– Система, связанная с организацией перевозок, должна быть стабильной. А мы знаем, что в Томске за последние три года она дважды пересматривалась, и довольно радикально. Бизнес нагрузку выдержал, однако власть приготовила ему новое испытание. Это недопустимо для любого стабильного рынка – менять правила игры так часто. Но в первую очередь страдают, конечно же, граждане. Транспортная доступность отдельных территорий Томска, в основном окраин, станет гораздо ниже.

 

Алексей Козявкин, общественник, блогер:

– Власти нужно понять, что решение транспортной проблемы – это не задача какого-то комитета по пассажироперевозкам. Это задача всего муниципалитета, чтобы он всю свою деятельность строил, исходя из целей, которые прописаны в соответствующей стратегии. А ее до сих пор нет. Мы не знаем, куда мы идем.

RSS статьи.  Cсылка на статью: 
Теги:
Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 2 = 1