Мерным шагом уходили на фронт с Томской земли знаменитые сибирские дивизии, бесконечной лентой, окутанной паровозным дымом, отъезжали на запад составы с вооружением, боеприпасами, продовольствием, медикаментами, подарками для бойцов. Но Томск был широко известен в стране и в действующей армии не только как промышленный город с большим количеством отличных госпиталей. Наш город был одним из центров подготовки младшего офицерского состава. Артиллеристы, связисты, пехотинцы, сержанты и офицеры, командиры взводов и рот навечно вписали свои имена и победы в историю нашего края.

 

Ванька-взводный

К началу войны в общем командном составе РККА младших офицеров было немногим больше половины. Но именно они, младшие лейтенанты, лейтенанты, старшие лейтенанты, ближе всего к солдатам, и именно они на поле боя были обязаны показывать личный пример бойцам, первыми поднимаясь в атаку или последними покидая траншеи при отступлении. Взводные и ротные командиры вместе со своими бойцами побеждали или вместе с ними умирали. Их не особо баловали орденами и медалями, а если и случалось такое, то награды часто были посмертными.

Уцелеть окопникам было сложно. При расчете на прорыв обороны танками исходили из следующих показателей: количество орудий противника, расположенных на участке атаки, скорострельность, пробиваемость и процент промахов, а к этому добавляли среднюю скорость танков и толщину брони. Получалось, что среднее время танка в бою при атаке составляло 7 минут, а в обороне – 15 минут.

Пехотинцам было еще тяжелее. Поэтому жизнь одного солдата рассчитывалась с момента прибытия на передовую. Например, по расчетам, в Сталинграде пехотинец жил примерно сутки. А рота пехоты (100 человек) в атаке жила полчаса. А с ней и офицеры роты, которых, по неумолимой статистике, максимум хватало на два-три боя. Вот почему уже в первые месяцы войны остро встал вопрос как качественной, так и количественной подготовки младших офицеров, от которых более всего зависело выполнение боевой задачи.

Это потребовало изменения содержания военных училищ, пересмотра программ и сроков обучения. Наркоматом обороны был разработан план ускоренной подготовки по сокращенной программе. Срок обучения в училищах в зависимости от профиля составлял от четырех до 10 месяцев. Перед командованием училищ стояла задача: в самые сжатые сроки подготовить командиров и полит­работников, способных успешно управлять подразделениями в ожесточенной борьбе с опытным, жестоким и хорошо оснащенным врагом.

 

Люди в шинелях

В Томске на начало войны было два своих военно-учебных заведения. К примеру, Томское артиллерийское училище (22 июня 1941 года было переименовано в Первое Томское артиллерийское училище) имело боевые традиции, выпускники участвовали в боях с японцами на озере Хасан, реке Халхин-Гол. Второе Томское артиллерийское училище было сформировано в июле 1941 года на базе томских артиллерийских курсов усовершенствования командного состава запаса. С 1942 года готовили командиров батарей из курсантов-выпускников, а также военных комиссаров и заместителей командиров батарей по политчасти.
На улицах города число курсантов в форме резко увеличилось, когда с началом войны в Томск прибыли эвакуированные военно-учебные заведения.

На фоне острой нехватки средств, помещений, энергии, жилья и массового приезда эвакуированных заводов, имевших важное оборонное значение, Томску надо было принять училища, найти помещения для обучения и проживания командного состава и их семей, обеспечить средствами связи, транспортом, топливом.
Белоцерковское военное пехотное училище, эвакуированное в Томск из города Белая Церковь (Украина), разместили в здании, которое сейчас занимает Томский областной военкомат, в Восточном военном городке по улице Сибирской, 83 (бывший военный госпиталь), и в Северном военном городке.

Ленинградское артиллерийско-техническое училище зенитной артиллерии (ЛАТУЗА) прибыло в Томск 28 августа 1941 года. Его разместили в корпусах индустриального института (ныне – ТПУ). В главном корпусе ТПУ стояли зенитки, а в Лагерном саду курсанты обустраивали боевые позиции. С 1943 года при училище работали ускоренные курсы для переподготовки офицеров, прибывших из госпиталей, а также окончивших до войны другие училища.
В ЛАТУЗА работала телефонисткой Мария Октябрьская, на средства которой был построен танк «Боевая подруга». На этой боевой машине она воевала механиком-водителем. В 1944 году за проявленный героизм Марии Октябрьской присвоено звание Героя Советского Союза (посмерт­но).

Тульское оружейно-техническое училище находилось в Томске с 10 ноября 1941-го по 9 апреля 1945 года и размещалось на площади Соляной в здании нынешнего областного суда. При училище также действовали курсы по подготовке политработников.
Ленинградская электротехническая академия связи имени С.М. Буденного была эвакуирована в Томск в ноябре 1941 года. Размещалась академия в зданиях строительного и мукомольно-элеваторного техникумов, а также в школах № 6 и 14.
Днепропетровское артиллерийское училище находилось в Томске с 9 сентября 1941-го по 19 июня 1944 года. Размещалось в Северном военном городке.
Асиновское военно-пехотное училище, созданное по приказу НКО СССР от 15 февраля 1942 года, дислоцировалось в Асине. В училище было пять батальонов: пулеметный, минометный и три стрелковых.

 

Как на войне

В свою очередь курсанты и преподаватели, несмотря на сжатые сроки обучения, вместо отдыха помогали томичам решать непростые задачи в условиях военного времени: убирать урожай, расчищать железные дороги от снежных заносов, разгружать эшелоны с прибывшим оборудованием предприятий, строить новые железнодорожные ветки, работать на торфоразработках, заготавливать лес. Более того, совместно со студентами курсанты выступали перед населением с лекциями, концертами, шефствовали над детдомами.

Тяжелая ситуация на фронтах в первые два года войны требовала предельно сократить сроки подготовки командиров, в результате чего часть курсантов отправлялись на фронт без присвоения офицерских званий. Сроки обучения офицеров были сокращены до 4–6 месяцев. Командование вынуждено было пойти на сокращение отдельных дисциплин. Занятия шли по 10–12 часов без выходных. Основными дисциплинами являлись тактическая и огневая подготовка, в ходе которых изучались приемы борьбы с танками и самолетами противника. Кроме того, изучались основы военно-инженерного и саперного дела, материальная часть вооружения и техники. Основной формой обучения были практические занятия с учетом боевого опыта. Главным был такой подход: «Учить тому, что необходимо на войне, и так, как это делается на войне». С лета 1941-го по май 1942 года только Белоцерковским училищем было подготовлено еще пять ускоренных выпусков. Быстрыми темпами велась подготовка и в Военной электрической академии связи. Слушатели обучались на шести факультетах: командном, радиотехническом, проводной связи, энергетическом, электромеханическом и промышленном. Здесь преподавали видные ученые: академик Б.А. Введенский, профессор А.А. Петровский, профессора и доктора наук, инженеры-полковники Д.Н. Наследов, Н.А. Лившиц, П.А. Котов. Благодаря новейшим достижениям ведущих специалистов подразделения связи получали более совершенную аппаратуру и приборы.

 

Герои навечно

В целом находившиеся на Томской земле военные заведения за годы войны подготовили и отправили на фронт более 20 тыс. офицеров-командиров, 1,5 тыс. политработников и свыше 12 тыс. сержантов. Около 60 выпускников Первого Томского артиллерийского училища были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, а один из них – старший лейтенант А.П. Шилин – дважды. Первую свою «Звезду» Героя он получил за проявленный героизм и мужество при форсировании Днепра, вторую – через год, за бои на Мангушевском плацдарме.

Под Москвой в составе легендарной Панфиловской дивизии сражался 289-й противотанковый артиллерийский полк, командиры которого были в основном выпускниками Томского артиллерийского училища. Однажды только за один день артиллеристы подбили 59 танков. За этот подвиг полк награжден орденом Красного Знамени, свыше 120 человек награждены орденами и медалями, П.Д. Стемасов стал Героем Советского Союза. За подвиги под Курском, в Донбассе и при форсировании Днепра 16 воспитанникам училища было присвоено звание Героя Советского Союза (троим – посмертно).
Асиновское военно-пехотное училище за годы своего существования подготовило более 10 тыс. офицеров и почти столько же сержантов.

Пятерым выпускникам этого училища было присвоено звание Героя Советского Союза. Офицеры третьего выпуска Асиновского ВПУ в составе 77-й гвардейской Черниговской ордена Ленина краснознаменной ордена Суворова II степени стрелковой дивизии уже 2 октября сражались под Москвой, участвовали в Сталинградской битве.
Выпускники военно-учебных заведений, дислоцированных в период Великой Отечественной войны на Томской земле, бились на всех фронтах. Воевали честно. С тяжелыми боями и потерями дошли до Берлина и водрузили Знамя Победы на развалинах Рейхстага. И оставили на его стенах знаменитую надпись: «Знай наших! Мы из ТАУ!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 14 = 18