Леонид Глок: «Детей у нас будет много…»

Парламентские слушания «Особенности реализации федерального государственного образовательного стандарта нового поколения в Томской области в условиях нового законодательства об образовании» состоялись в Томске 29 марта. Разговор шел о финансировании системы образования, строительстве школ и кадровом обеспечении.

– У меня есть две новости – хорошая и плохая, – заявил собравшимся председатель комитета регионального парламента по труду и социальной политике Леонид Глок. – Начну с плохой. Если все останется как есть, к 2021 году у нас не будет учителей, школ и денег. А теперь хорошая: у нас будет очень много детей!

Прогнозы демографической ситуации таковы. Сегодня в Томской области обучается 137 641 школьник, из них в Томске – 45 120. Ожидается, что через восемь лет городские школы примут почти вдвое больше – 75 859 человек. В остальных муниципальных образованиях ситуация окажется не столь критична: если нынче в районах учатся 55 тыс., то к 2021 году это количество возрастет до 62 тыс. человек.

Кто и где будет их учить?

Простой подсчет показывает: к 2021 году школе потребуется 12 331 учитель. (По данным двухлетней давности их было 7 966.)

– За последние восемь лет из системы образования Томской области ежегодно выбывало более 600 человек, – уточнил Леонид Глок. – До сих пор уходит больше, чем приходит. При этом растет процент педагогов пенсионного возраста. Чтобы выполнить требования ФГОС, нам необходимо в течение 10 лет ежегодно привлекать по 400 учителей. Пока же вакансии закрываются за счет сумасшедшей нагрузки педагогов и совместительства.

Второй острый вопрос: на каких площадях учить?

– Сейчас около четверти детей занимаются во вторую смену. При этом в Программе развития образования РФ заложено, что школа, реализующая госстандарты в полном объеме, должна заниматься в одну. Но такого не было за всю историю советско-российской школы! И теперь нам предстоит как-то эту задачу решить. Если ничего не предпринимать, уже к 2018 году наполняемость классов в Томске составит 45–50 человек. Имеющаяся материально-техническая база общего и дополнительного образования не способна обеспечить реализацию ФГОС. Требуется дополнительно около 5 млрд рублей на создание новых ученических мест.

Решить кадровую проблему предлагается за счет переобучения людей, уже имеющих высшее образование, а также направляя в школу бакалавров на годичную практику. Также для этих целей предполагается создать Томский региональный гуманитарный институт в составе педагогического, культурологического, медицинского факультетов для подготовки преподавательских кадров для сельской местности. Последним пунктом идет выделение квартир и увеличение заработной платы.

Расширить «школьное пространство» можно в нескольких направлениях. Строительство начальных школ-спутников, филиалов крупных образовательных учреждений. Увеличение мест за счет пристроек и мансардных этажей. Создание школ 3-й ступени при каждом вузе – это допускается действующим законодательством.

– Что касается финансирования, я думаю, нужно поставить вопрос перед Федерацией о возвращении сбора на образование, который существовал в 1995 году. Это 1% от фонда оплаты труда с каждого предприятия. (Кстати, ни один предприниматель не возражал!)

– Чтобы работать по ФГОС, требуется направить в текущем году в систему образования из консолидированного бюджета Томской области 13 млрд 196 млн рублей (к 2020 году эта сумма должна вырасти до 31 млрд рублей). Сегодня на общее образование заложено 7 млрд. Где взять еще 6 млрд 196 млн, чтобы выполнить установки федеральной программы, – большой вопрос для всех специалистов, имеющих отношение к бюджету, – подвел финансовый итог Леонид Глок.

Обсуждение представленных на парламентских слушаниях проблем будет продолжено на сайте Законодательной думы Томской области и в рамках работы думской комиссии по образованию.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 + 4 =