Лев Пичурин о заводилах, кухарках и о том, что будет, если выстрелить в прошлое из пистолета


Послушать умного человека полезно всегда и каждому из нас. Послушать умного и мудрого в решающие для общества моменты полезно вдвойне. Лев Пичурин, учитель и активный общественный деятель, на происходящее вокруг всегда имеет свою точку зрения, аргументированную и убедительную. «ТН» поинтересовались у депутата Законодательной думы Томской области профессора Пичурина его отношением к предстоящим выборам мэра города Томска и мотивацией обязательного участия в голосовании.

– Лев Федорович, как вы оцениваете предвыборные настроения города?

– Не могу начать нашу беседу без главного: начался новый учебный год, а вся моя жизнь измеряется именно учебными, а не календарными годами. И всегда для меня:

1 сентября – первый день календаря! Потому что в этот день
Все девчонки и мальчишки городов и деревень
Взяли сумки, взяли книжки, взяли завтраки подмышки
И помчались первый раз в класс!

Не без гордости замечу, что брать завтраки подмышки нынче не надо, в соответствии с решениями нашей законодательной власти дети довольно прилично питаются в школе. Но день все равно главный, и я с удовольствием поздравляю с ним всех, кто бежит в класс, идет в вузовскую аудиторию, становится у классной доски или за кафедру, провожает детей, внуков, правнуков в поход за знаниями…

Начало учебного года у нас нынче совпало еще и с началом острой политической осени, с выборами 8 сентября и 13 октября. Правда, первые из них меня как избирателя волнуют мало (по нашему округу их вовсе нет), а как депутат ЗДТО я наверняка найду общий язык с двумя новыми избранниками. Мне только очень хочется, чтобы легитимность всех, кто будет избран, оказалась бы обеспеченной высокой явкой избирателей, а не ставшими привычными 30–40 процентами участников процесса.

Но вот выборы мэра областного центра, население которого превышает половину населения области, а значимость существенно выше значимости многих региональных центров России, – дело очень ответственное. И тут не волноваться не могу.

Впрочем, пока я сам не стал всерьез заниматься политикой, меня не очень интересовала фигура мэра (председателя гор­исполкома). Во-первых, горожане вовсе не избирали его. Мы избирали большое число депутатов горсовета. Тогда мандаты получали учителя, врачи, инженеры, рабочие, военные, работники торговли, транспорта… В совете были представлены практически все слои общества. В их руках и было избрание исполнительной власти, что, собственно, и олицетворяло лозунг «Вся власть советам!» с ударением на слово «ВСЯ». Во-вторых, если в городе все идет более или менее сносно, то зачем горожанину знать имя рулевого? Меня же не интересует имя водителя троллейбуса, если он хорошо делает свое дело!

В новой ситуации оказалось, что власть сосредоточена в руках мэра и его команды. Мэр избран напрямую и едва ли не единоличный хозяин города. Представительные органы в этой ситуации играют весьма скромную роль, как и сами избиратели. Хотя мы, конечно, чтим статью 3 Конституции, где сказано, что «единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ». Правда, в статье 12 той же Конституции сказано, что «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». В переводе на простой язык это значит, что президент, Федеральное собрание, правительство, губернатор, органы власти субъектов Федерации – это власть, а мэр с мэрией и городской думой – это, так сказать, власть второго сорта, вовсе даже и не власть, а просто управление.

Не утверждаю, что «то» было лучше «этого» или наоборот. Даже в самом благоустроенном обществе «живая власть для черни ненавистна» – так, по мнению А. Пушкина, считали еще в начале XVII века. Почитайте, что о власти пишут в Интернете в начале века XXI! А ведь прошло 400 лет, и слово «чернь» относить к образованным пользователям компьютеров как-то неудобно. Но ситуация такова, что мы действительно должны выбрать, если и не хозяина, то очень образованного хозяйственника, политика, педагога, дипломата, интеллигентного человека, патриота. А для меня еще и просто порядочного человека. Как же не знать не только имени, но и массы подробностей о том, кого мы избираем!

– А если говорить конкретно о фигуре будущего мэра?

– За 16 с половиной лет службы депутатом Думы города Томска и почти два года депутатом ЗДТО я пережил трех мэров, не считая многочисленных и.о. У каждого из них, естественно, было немало своих недостатков, у каждого – масса достоинств. Не хочу уподобляться гоголевской Агафье Тихоновне, мечтавшей о том, что вот «если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча»… Не стану из достоинств Коновалова, Макарова и Николайчука творить нечто идеальное. Но поразмышлять вправе.

Прочитав сегодняшний, еще не окончательный список потенциальных томских мэров, вспомнил злую шутку о современной карьере. Дело в том, что Геннадий Викторович Коновалов, прежде чем стать мэром, был рабочим, прорабом, инженером, потом поднимался по ступенькам партийно-хозяйственной работы. Александр Сергеевич Макаров сначала прошел практическую просвещенческую службу, Николай Алексеевич Николайчук был дежурным электромонтером, начальником цеха, начальником смены, главным инженер ТЭЦ, депутатом Томской городской думы. Проще говоря, эти люди сначала что-то показали своим трудом, а уж потом пришли к руководству городом.

А шутка такова. С блеском окончив детский сад, с некоторым трудом – среднюю школу, с папиной помощью получив университетский диплом, успешно выиграв выборы по списку некой партии, став депутатом, а затем начальником департамента, теперь хочет сесть в кресло мэра. Ибо уверен, что может руководить. Никого не хочу обидеть, но некоторые сегодняшние претенденты чем-то похожи на этого героя. Отсюда главный вывод: мэр – многотрудная должность. Ее может занять только человек, имеющий продолжительный опыт успешной рядовой и руководящей работы.

 – На ваш взгляд, какими талантами должен обладать мэр такого города, как Томск?

– Академик Лаврентьев когда-то говорил, что, если в классе есть человек, имеющий способности к математике, надо сделать все возможное для развития у него этих способностей, ибо талант математика – редкость. Но еще больше лелейте тех, кто способен к музыке, это на порядок более редкий талант. А если окажется, что у какого-то вашего воспитанника есть талант руководителя и организатора, опекайте его, сделайте все возможное для его роста: талант руководителя есть талант редчайший. Этим талантом должен обладать будущий мэр, определить его наличие не так просто. Кем он, например, был в студенчестве? Серой мышкой или главным заводилой в группе, на курсе, в общежитии? Не могу не отметить, что одно время школой руководства были студенческие строительные отряды. В Томске именно из этих ребят выросли многие ныне известные руководители – губернатор Сергей Жвачкин, директор «Томского пива» Иван Кляйн, директор «Томских мельниц» Евгений Рубцов, руководитель торгового представительства России в Нидерландах Саша (никак не могу назвать своего старого товарища Александром) Черевко, главврач клиник СибГМУ Виталий Шевелев и многие-многие другие.

Утверждаю категорически: не всякий даже очень хороший человек может справиться с обязанностями мэра. Вспоминаю чрезвычайно распространенное заблуждение – приписывание В. Ульянову-Ленину мысли о том, что всякая кухарка может управлять государством. Он еще в 1917 году писал: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством». И далее: «…требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники». Сегодня это значит, что не родственные связи, не финансовое положение и так далее, а лишь знания, навыки, опыт претендента должны определять наше отношение к нему.

– Лев Федорович, а как на выборе мэра может сказаться его партийная принадлежность?

– Это одна из деликатнейших тем предстоящих выборов. Будучи убежденным коммунистом, я, разумеется, хотел бы видеть на посту мэра своего однопартийца или человека, разделяющего наши убеждения. Но здесь есть несколько сторон тактики. Нам, коммунистам, стоит подумать над тем, что сегодня среди нас не оказалось человека, способного возглавить город. Не подготовили, не вырастили, не воспитали. Это факт, и о нем надо задуматься. Но КПРФ не выдвинула своего кандидата, и это тоже факт. Не участвовать в выборах нелепо, их подготовка и проведение дают нам возможность для пропаганды своих идей. Но в этом случае надо решить вопрос об отношении к тем, кто выдвинут другими партиями или выдвинулся сам.

К вам на интервью я ехал на маршрутке. И меня, в общем-то, совершенно не интересовала партийная принадлежность водителя (скорее всего, он был беспартийным). Но вот как у него с опытом, мастерством вождения, меня беспокоило. Сравнение, конечно, весьма спорное, но есть одна деталь, для меня важная. Мэр, конечно, политик. Но политик, так сказать, во-вторых. И пока в РФ существует нынешний строй, он, мэр, будет работать по его принципам и правилам независимо от партийной принадлежности. Но как он станет относиться к противникам своей партии? Конечно, трудно говорить о поведении избранного после избрания – мало ли что он обещал! Но по его отношению к нашему прошлому кое-какие прогнозы возможны.

Есть политики (за двадцать лет я немало встречался с этим), которые кстати или некстати считают необходимым, мягко говоря, плюнуть в прошлое нашей страны, нашего города, да и в свое собственное прошлое. Есть те, которые, когда-то написав в заявлении «программу и устав коммунистической партии признаю и обязуюсь выполнять», сегодня говорят о проклятом прошлом… Имен и примеров приводить не стану, некоторые очень уж известны. Но есть люди, понимающие, что у нас было прошлое, во многом великое, во многом трагическое. В этом прошлом жили миллионы, у них были свои убеждения, они делали свои дела, они достойны уважения, их нельзя оскорблять и унижать. Не всем руководителям сегодня дано понимание того, что если он стреляет в прошлое из пистолета, то будущее ответит ему пушечным залпом.

– А каковы наши кандидаты в этом смысле? Кого из них можно с определенной условностью поддержать?

– Есть такое правило: работать надо не только с теми, с кем хочется, а с теми, кто есть рядом с тобой. Будем помогать толковому избраннику в его добрых делах. Будем беспощадно критиковать его за ошибки – наша изначальная поддержка удваивает наши права на это. И будем помнить, что руководителя оценивают не просто за то, что он сделал, но еще и за то, что он мог и хотел сделать в предложенных жизнью условиях. Надо избрать такого мэра, который будет работать на наш город, на томичей, делая для них все возможное.

Одна мысль про “Лев Пичурин о заводилах, кухарках и о том, что будет, если выстрелить в прошлое из пистолета”

  1. Очень полезная и мудрая информация для избирателей. Жаль, что мало у нас политиков уровня Льва Фёдоровича…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 − 16 =