Мнение
13.07.2018

Либо медаль, либо ЕГЭ?

Статей на сайте: 16296

Евгений Павлов, ответственный секретарь приемной комиссии, начальник управления нового набора ТГУ, кандидат философских наук, депутат Законодательной думы Томской области

– Число дипломников-медалистов в Томске растет. Например, в 2015 году их было 263, в 2016-м – уже 277, в 2017-м – 303, а в нынешнем подобралось к 600. С одной стороны, в этом нет ничего удивительного, так как наш город славится высоким уровнем образования не только в вузах, но и в школах. С другой – чем вызван такой рост? И как вообще относиться к медали?

Отношение к медалистам в обществе неоднозначное. Время от времени начинает доминировать точка зрения, что медали вообще не нужны. Что их значение девальвировалось, уровень знаний нынешнего медалиста не тот, что в прошлом. Как правило, эта тема начинает звучать, когда подводятся итоги сдачи ЕГЭ и когда начинается прием документов в вузы. Но что на самом деле? Выскажу свою точку зрения как секретаря приемной комиссии и просто как гражданина.

Сначала выражу мнение об этом как секретарь приемной комиссии.

Для нас, работников вуза, конечно, чем больше талантливых и высоко подготовленных абитуриентов, тем лучше. Обучать таких ребят – одно удовольствие. И, соответственно, если мы доверяем оценкам в школе, которые трансформируются в медаль, то мы этому только рады. В то же время хочу напомнить, что по правилам приема медаль, по сути, никакого веса не имеет и решающей роли при поступлении не играет. Это раньше в советские и постсоветские годы, если ты имел медаль, достаточно было сдать один экзамен, подтвердив свой высокий уровень знаний, и поступить в вуз, не сдавая других экзаменов. Сейчас свою ценность медаль утратила. Для поступления важен суммарный балл по ЕГЭ. Например, если ты имеешь 300 баллов по ЕГЭ, то пропуск в вуз тебе обеспечен. А медаль добавляет всего пять баллов и может сыграть роль в конкурентной борьбе при других равных условиях. Она относится к категории индивидуальных достижений.

Почему же медаль все же востребована определенной частью общества? Выскажусь как обыватель. Медаль, скорее всего, нужна школам. Это показатель ее рейтинга, уровня. Это тот показатель, которым они измеряют свою престижность. Чем больше выпускников окончили школу с медалью, тем круче это учебное заведение. И именно медалистами, как правило, гордятся и педагоги, и директора школ. А поскольку сами же школы решают, кто достоин медали, то и вырабатывают соответствующие критерии. В то же время, если смотреть на медаль прагматично, то она не больше чем традиция, потому что четких механизмов ее предоставления нет.

Кстати, от медалей вроде бы уже отказывались, но потом вернулись. Хотя с точки зрения формального подхода у нас медалей нет, а есть аттестат с отличием, который является основанием для получения знака из металла. Но без аттестата с отличием эту медаль получить нельзя. Эту медаль – федеральную – принято называть золотой. А есть еще региональная медаль, ее мы условно называем серебряной. Там необязательно иметь по итогам обучения все отличные оценки, учитываются еще и достижения в других сферах – спорте, искусстве и т. д. Возможно, за счет этих медалей и растет число награжденных.

Конечно, не исключено, какой-то измеритель статусности обучения в школе самого учащегося нужен. Просто называть суммарные баллы неинтересно, а медаль – это и есть тот знак, который выделяет школьника из всех остальных. Это своеобразный критерий элитарности, медаль выполняет функцию престижности. Но не нужно переносить наличие или отсутствие медали на показатель поступления. У нас многие медалисты не поступают. А потом говорят: «Ну как же? У него ведь медаль». Но это разные вещи – медаль и поступление. Медаль – это заслуга за обучение в школе. А поступление – это своеобразный итог полученных знаний. Логика тут есть: ты хорошо учился, значит, должен хорошо сдать экзамены. Но не всегда это совпадает.

Мой прогноз: статус получения медали может измениться. Ожидания от нее еще слишком большие. Срабатывают инерция, традиции. Раньше было как? Тот, кто с медалью, самый умный. Сейчас совершенно не так. Медалист может не сдать экзамен в вуз, но при этом он не перестает быть хорошим выпускником школы. Это не значит, что у него низкий уровень знаний, просто на этот раз не получилось. Слишком большие ожидания от медали скорее у родителей, а вот абитуриенты относятся к своему уровню знаний прагматично.

Мой опыт работы в вузе, в приемной комиссии показывает, что, как правило, к нам поступают все-таки настоящие медалисты. Мы проводили мониторинг и выявили, что они достаточно хорошо поступают и достаточно хорошо учатся, подтверждают свои знания. Причем это касается не только наших, томских абитуриентов, но и иногородних.

Ну а медаль… Проблема остается открытой. Тут уж либо медали, либо ЕГЭ, потому что эти две системы никак друг с другом не связаны.

RSS статьи.  Cсылка на статью: 

Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 4 = 6