Личные проблемы общественного транспорта

трамвай01

Шквалистый ветер, набросившийся на Томск накануне, срывал рекламные щиты, шифер с крыш, переворачивал остановочные комплексы. Напора стихии не выдержала и большая ель, растущая на проспекте Кирова. Вековой ствол сломался словно спичка, упал на трамвайные пути, порвав контактные сети. Трамваи, спешащие по своим маршрутам, встали, недовольные пассажиры, поворчав, разбежались по маршруткам. Так у экипажа «двойки» появилась свободная минутка (во время движения водителю отвлекаться на разговоры запрещено правилами), и корреспонденту «ТН» удалось познакомиться с вагоновожатой Анной Переверзевой и кондуктором Татьяной Колесниковой.

– Во время таких вынужденных простоев читаю, изучаю Библию, уже Ветхий Завет осилила, – говорит Анна. – Но вы не думайте, что мы стоим часто. Я Библию и дома читаю. Такое ЧП, как сегодня, редкость, обычно всю смену бегаем по маршруту.

– Уже час стоим, – вздыхает Татьяна, грустно поглядев в сумку с выручкой. – А ведь мы, кондукторы, от плана зарплату получаем. Как ни крути, заработок у нас низкий – 11–13 тыс. рублей в месяц выходит. Хорошо, что выплачивается зарплата стабильно.

трамвай02

Счастливый билетик

Обе женщины – старожилы Трамвайно-троллейбусного управления. Анна пришла на курсы вагоновожатых совсем девчонкой в 1993 году. Когда теорию изучала, не думала, что останется здесь, а как пошла практика, поняла – это ее дело. В ТТУ Анна и мужа своего встретила, это он учил ее водить трамвай. Татьяна тоже в прошлом вагоновожатая, 15 лет водительского стажа. Но говорит, билеты продавать спокойнее, чем управлять машиной.

За разговорами время летит быстро, аварийка починила контактные сети, и трамвай № 2 побежал на Южную. После строительства пушкинской развязки маршрут «двойки» существенно сократился: теперь он ходит от Южной до площади Батенькова. А рельсы, ведущие от Дальнеключевской до Томска-2, дорожники демонтировали по решению мэрии.

– Сейчас наш рейс длится всего 50 минут. Народу много только в час пик, днем ходим полупустые. Мы же дублируем «единицу», которая идет с Черемошников до Восточной. Если она впереди нас – теряем пассажиров, – поясняет Татьяна. – Но в любом случае нас ждут. Томичи любят трамваи и троллейбусы, у нас просторно и дешевле проезд.

– Я лучше на пять минут больше на остановке постою, но трамвай или троллейбус дождусь, – подключается к разговору молодая мама Ирина Конева. – Нам с сыном здесь удобнее: коляску можно пристроить.

– А я езжу в трамвае, так как здесь безопаснее, чем в маршрутке. Девочки-водители управляют машиной аккуратно! – говорит пенсионер Иван Козырев.

трамвай03

«Всех важней, – сказала Ната, – мама вагоновожатый»

Водят трамваи в основном женщины. Да и в целом в ТТУ из 780 сотрудников треть составляют представительницы прекрасного пола, большинству за 40 лет. Молодежь надолго в управлении не задерживается: зарплата у водителей трамвая в среднем 15–18 тыс. рублей, а троллейбуса – ­17–20 тыс. О повышении речь пока не идет, на протяжении многих лет электротранспорт является убыточным. Городской бюджет поддерживает предприятие рублем, хотя субсидия каждый год снижается. В 2012 году ТТУ получило 300 млн рублей, а в 2014-м – уже 215 млн.

– Радует, что сейчас мы держимся на плаву, удалось сократить убыточные направления. Но все равно для предприятия поддержка города важна, иначе оно погибнет. Все понимают, что Томск без общественного транспорта – никуда, это социальная помощь населению. У нас невысокий тариф на проезд (самый низкий в Сибирском округе), ТТУ сдерживает аппетиты маршрутников, которые рады бы каждый год стоимость проезда повышать. Кроме того, мы возим пенсионеров по ЕСПБ, – рассказывает генеральный директор МП «Трамвайно-троллейбусное управление» Григорий Шульгин.

Несмотря на некоторую стабильность, особого скачка в развитии ТТУ сейчас не наблюдается. Давно пора менять подвижной состав: большая часть машин ветхая. Не хватает водителей, особенно троллейбусов. Управление готово принять и обучить 30–40 человек. Но после курсов остаются единицы, да и те сбегают, отработав совсем недолго, хотя ТТУ предоставляет полный соцпакет, дополнительные две недели к отпуску и новую зимнюю униформу.

– Помимо теплой куртки и бурок получим шапку и теплые штаны. В трамвайном депо у нас отличная комната отдыха: есть диваны, где можно ножки вытянуть, есть кухня с холодильником, микроволновкой, двумя термопотами. Мы рады всем новичкам, а коллег – с профессиональным праздником! Доброжелательных нам всем пассажиров и хороших дорог! – на прощание улыбается Татьяна Колесникова.

трамвай04

26 октября в России отмечается День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *