Персона
13.07.2018

Лондонское такси, автобус Киану Ривза и прочие обитатели автопарка за стеклом

Статей на сайте: 16093

389 автомобилей разных стран представлены в коллекции

Впервые это специфическое чувство томич Андрей Благов испытал в девять лет, когда отец привез ему из ленинградской командировки модель микроавтобуса «РАФ». Играть с машинками Андрей, как и любой советский мальчишка, очень любил. Но с первого взгляда понял: эта – особенная, и отношение к ней требуется совершенно другое, нежели к обычным игрушкам. И стоять должна на каком-нибудь видном месте – радовать глаз точностью воспроизведения облика настоящего автомобиля. В результате модель популярной советской машины заняла почетное место за стеклянной дверцей шкафа. А еще очень захотелось пополнить импровизированный автопарк, собрав мини-копии хорошо знакомых глазу автомобилей.

Со временем нашлось и определение чувству, которое сопровождает Андрея всю его жизнь, – зуд коллекционера. С подаренного отцом небольшого автобуса началось собрание моделей авто. Сегодня коллекция насчитывает почти 500 экземпляров. И она пополняется до сих пор.

Автомобиль американского президента Джона Кеннеди Lincoln Continental. Именно в нем он ехал по Далласу в роковой день – 22 ноября 1963 года

Прощай, привычная коробка

Четыре стеллажа советских автомобилей. В остальных – машины, выпущенные в соцстранах, а также в Германии, Англии, Франции, США, Италии, Швеции. Отдельное место выделено для небольшой подборки техники Второй мировой войны. Почти год назад значительная часть собранного коллекционером мини-автопарка сменила место прописки, припарковавшись в «Рекламном дайджесте».

– В идеале у коллекционера должен быть большой дом, чтобы разместить экспонаты. У меня за неимением такового большая часть моделей хранилась в коробках и очень плотно размещалась на полках, что, естественно, затрудняло обзор. Поэтому, когда руководитель холдинга Иван Пилевин предложил разместить коллекцию в стеклянных стеллажах «Дайджеста», возле зала совещаний, я с радостью согласился. И в квартире свободного места стало больше, и коллекция вполне открыта для просмотра, – улыбается Андрей. – Правда, около 100 моделей все равно остались дома. В основном это модели автомобилей советского периода, выпущенные в 1970–1980-х годах. Для них отведен отдельный шкаф со стеклянными дверцами.

Среди особенностей хранения старых моделей есть одно желательное условие – тень. Яркий солнечный свет они, как и любые экспонаты, не любят.

Специально для строительства БАМа Советский Союз закупал у ФРГ грузовики Magirus Deutz 390. Приобретать автотехнику у капиталистической страны в значительных количествах – нечастая практика. Но отечественных самосвалов с большой грузоподъемностью для реализации масштабных проектов не хватало

Дорогое удовольствие

Коллекционирование моделей автомобилей – удовольствие не из дешевых. Стоимость одной может колебаться от 600 рублей до нескольких тысяч. Все зависит от детализированности копии, производителя и тиража. Если это промышленный способ производства и количество экземпляров исчисляется сотнями и тысячами, цена будет демократичной. Если же за дело берется небольшая мастерская или индивидуальный мастер и только они выпускают конкретную модель автомобиля, стоимость может доходить до десятков тысяч рублей. В коллекции Андрея – только копии промышленных тиражей.

– Как и всякий коллекционер, я человек увлекающийся. Но в то же время практичный, – поясняет Андрей Благов. – Были времена, когда процесс формирования коллекции временно прерывался: учеба в вузе, создание семьи, рождение дочери, сложные 1990-е годы. Как раз тогда появились комиссионные магазины, где можно было встретить импортные модели – несбыточную мечту многих советских коллекционеров. Продавались они по цене стиральной машинки. Никаких страданий я тогда не испытывал. Если деньгам находится лучшее применение, чем приобретение новой модельки, так тому и быть.

Тот самый автобус GM (но другой расцветки, присущей автобусному парку Торонто) из известного фильма «Скорость» с Киану Ривзом в главной роли

С английским шиком

Свою коллекцию Андрей пополняет разными путями. Заказывает понравившиеся модели через Интернет. Что-то подарили родственники и друзья. Некоторые модели привозят из заграничных поездок. Так, например, из Швеции недавно «приехала» Volvo. Еще один доступный способ – журнальные коллекции.

А вот детские магазины в этом деле не помощники. Игрушечные машинки и коллекционные модели – вещи принципиально разные. Хотя бывают исключения. В детском столичном универмаге, например, можно найти достойные экземпляры.

Коллекция моделей автомобилей – следствие любви к их оригиналам и восхищение тем, что выглядит копия «как настоящая, только маленькая». Коллекционирование настоящих авто – дело чрезвычайно дорогое и сложное. Модели дают возможность обладать всеми желанными машинами без ущерба для кошелька и места. У моей коллекции счастливая судьба. Она не пылится в шкафах и коробочках, а вполне доступна заинтересовавшимся людям.

В Томске тоже есть специализированный магазин для коллекционеров, но предлагает он в основном сборные модели. Для Андрея, дизайнера по профессии, собрать несложную машинку вполне по силам. Но свободного времени, которого и так катастрофически мало, на такие забавы жалко. Уж лучше посвятить его дому и семье.

– Сегодня большинство моделей китайского производства. Зачастую довольно качественных, – рассказывает Андрей о рынке коллекционных экземпляров. – Известные, но весьма дорогие – это копии английской фирмы «Бруклин», выполненные из белого металла. Большинство коллекционных мини-авто делаются из металла, хотя и не без использования пластмассовых элементов.

На таком же вездеходе «ГАЗ» по дорогам войны ездил маршал Жуков

Есть такая история…

Модели выбираются для коллекции не стихийно. Редко случается, чтобы Андрею приглянулась какая-то по внешнему виду и он ее приобрел. Главное – истории, с ними связанные.

С большим удовольствием, например, коллекционер поставил на полку модель первого томского троллейбуса – ЗиУ-5. Он появился на дорогах города в 1970-е годы, курсировал до приборного завода. Маршрут, собственно, и был создан для того, чтобы работники добирались до предприятия. Или венгерский икарус с узнаваемой расцветкой и говорящей надписью «Интурист», возивший зарубежных гостей столицы. Или не менее узнаваемый красный двухэтажный автобус. Тут британцы проявили завидное постоянство. На протяжении многих лет меняются производители этих автобусов, повышается комфортность салона, но стилистика внешнего вида остается неизменной. А еще знаменитое лондонское такси с высокой крышей, чтобы господам в головных уборах было комфортно ездить.

Отдельная часть коллекции – киноавтомобили. Ситроен, часто мелькающий во французских комедиях. Форд из фильма про «Гарри Поттера». И не только.

Сам Андрей, к слову, тоже заядлый автолюбитель. Стаж вождения, правда, чуть менее солидный, чем стаж коллекционирования, который в следующем году составит 40 лет.

На вопрос, не подумывает ли он о том, чтобы когда-нибудь расстаться со своей коллекцией, Андрей Благов только улыбается:

– Продать ее по той цене, за которую она приобреталась, не получится. Коллекционер не возьмет – у него наверняка большинство таких же моделей есть. А обычный человек, услышав цену, пальцем у виска покрутит. Так что этот вариант я даже не рассматриваю. Пусть коллекция и дальше радует меня и тех, кто захочет на нее посмотреть.

Автор: Елена Маркина
Фото: Юрий Цветков

RSS статьи.  Cсылка на статью: 
Теги: ,
Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 + 1 =