Лучшие учителя страны провели мастер-классы для томичей

moskalenko
Алена Москаленко, маявшаяся весь первый мастер-класс на галерке, ко второму вырвалась к доске

Субботним утром в большой аудитории 19-го корпуса ТПУ аншлаг. Еще чуть-чуть, и желающим пришлось бы сидеть в проходах, дополнительные стулья уже пошли в ход. Внимание девятиклассников на мастер-классе по физике такое, как будто к ним приехала рок-звезда. А двукратный победитель конкурса лучших учителей РФ Юрий Бобринев, который ведет занятие по физике, судя по манере преподавания, может, и не рок-, но точно звезда.

С самолета на мастер-класс

За полтора часа ни один из школьников ни разу не разблокировал смартфон. Когда Юрий Владимирович ведет интерактивное занятие «Обыкновенное чудо», желание проверять соцсети уходит напрочь. За полтора часа он успевает провести несколько опытов, устроить световое шоу, объясняя тему «Дисперсия света», и даже пропеть вместе с одной из школьниц основные ноты. И не скажешь, что его самолет приземлился за час до начала занятия.

– Сколько в радуге цветов? Семь. А почему семь? Потому что вам так сказали, – обрабатывает аудиторию преподаватель. – Но откуда это пошло?

Подобными провокациями пронизана вся лекция. Полтора часа – ничто, но за это время Юрию Бобриневу удается разбудить в томичах интерес к науке.

– Если школьник работает на уроках просто потому, что так надо, неискренне, то пусть даже он полный отличник, но дальше программы не пойдет, – говорит Юрий. – А мотивация в образовании творит чудеса. Самый яркий пример для меня – мой отец. Он учился в послевоенное время, в деревне, где большинство предметов вел дворник-инвалид, потому что все преподаватели ушли на фронт. Отец хотел заниматься радиотехникой, для чего поставил себе цель – поступить на физический факультет МГУ. При полном отсутствии учителей, самостоятельно выискивая и прорешивая какие-то задачники, он своего добился.

Умение сомневаться, докапываться до сути и потребность все пробовать самостоятельно – качества, обязанные проснуться после «Обыкновенного чуда». Глядя на стайку девятиклассников, которые после лекции по очереди проводят эксперименты, кажется, что все получилось.

– Я сильно пожалела, что оказалась на последней парте, откуда было бессмысленно отвечать на вопросы преподавателя и где не все было слышно, – признается ученица девятого класса гимназии № 13 Алена Москаленко. – Планирую поступать в университет на техническую специальность, поэтому физика – важный для меня предмет. Мне повезло с преподавателем, он тоже старается подать информацию разнообразно, но сегодняшняя лекция просто супер.

Эксперименты – самая важная часть процесса; не только ученики, но и учителя с удовольствием в них участвуют
Эксперименты – самая важная часть процесса; не только ученики, но и учителя с удовольствием в них участвуют

Томская настойчивость

На второй день мастер-классов на места школьников садятся преподаватели. По словам доцента кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Натальи Дерябиной, им в роли обучаемых неуютно.

– Традиционно принято считать, что учитель – это носитель знаний, поэтому признаваться в незнании чего-либо, особенно перед коллегами, им трудно, – объясняет она. – На первом семинаре я дала учителям очень сложную задачу. Я была поражена, преподаватели закрывались друг от друга тетрадками. При этом задачу ни один из них так и не решил. Так они боялись показаться недостаточно компетентными.

В награду за решенную сложную задачу старший преподаватель ТГУ Лилия Селюнина получила… целую книгу таких задач
В награду за решенную сложную задачу старший преподаватель ТГУ Лилия Селюнина получила… целую книгу таких задач

Томички удивили Наталью упрямством. Там, где их коллеги обычно сдавались, учителя нашего города пробовали снова и снова. К примеру, старший преподаватель кафедры неорганической химии ТГУ Лилия Селюнина подходила с вариантами решения органической цепочки даже во время кофе-брейка. И в результате заработала книгу в награду за правильный ответ.

– Большинству учителей нравится сам процесс познания, обучения. На моем семинаре они получают возможность преодолеть новый непростой рубеж, – говорит Наталья. – Так что в первую очередь они приходят для саморазвития. А когда учитель становится лучше, его ученики получают очевидный профит.

Стремление к универсальности

Заслуженный учитель РФ Владимир Головнер выступает и для школьников, и для преподавателей. Для первых с открытым уроком «Что движет миром?», для вторых – с семинаром «Проектные работы с метапредметным содержанием».

– Несмотря на громоздкое название, детям я объясняю довольно сложное явление – энтропию. А с учителями делюсь опытом и авторскими разработками, что куда проще, – объясняет он. – Последние годы делаю упор на надпредметный подход: одновременно с химией преподаются универсальные учебные методики, применимые к любым наукам.

График у преподавателей проекта просто бешеный, все они прилетают в день лекции, а на осмотр достопримечательностей зачастую не остается сил.

– Я успел посмотреть улицу Кузнецова, правда уже в свете фонарей, – улыбается Владимир Головнер. – Пока какое-то представление о городе составить сложно, надеюсь, что удастся пройтись по набережной, посмотреть на реку.

rebyata-himiki

Без школы ничего не будет

Образовательный проект «Я люблю науку» является частью благотворительной программы СИБУРа «Формула хороших дел». Проект разработан журналом «Химия в школе», Ассоциацией учителей и преподавателей химии и межрегиональным клубом «Учитель года России».

– Сегодня с преподаванием физики и химии в нашей стране непросто, урезаются часы… – вздыхает председатель Ассоциации учителей и преподавателей химии Людмила Левина. – Как и многое другое, во время перестройки образование сильно порушилось, а реформы не всегда шли на пользу.

Людмила уже больше 20 лет входит в жюри конкурса «Учитель года РФ» и отбирает для образовательных программ самых-самых, как она их называет, «носителей импульса».

– Проект «Я люблю науку», реализуемый при поддержке СИБУРа, направлен на формирование у педагогов новых взглядов на преподавание физики и химии, – убеждена Людмила. – А начинать надо с учителей и школ, ведь это вклад в будущих выпускников и возможных сотрудников производств компании.

prosto-paren

ЦИФРА

4 молодых ученых ТГУ стали победителями всероссийского конкурса «Молодой инноватор года»: Антон Пищагин, Владимир Промахов, Людмила Хохлова и Галина Сафронова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать + одиннадцать =