23.11.2018

Люблю колбаску я, но странною любовью…

Статей на сайте: 16445

Бомбой недели стало предложение экспертного совета при правительстве ввести акцизы на продукты переработки красного мяса. А это, извините, колбаса, сосиски и бекон (попросту сало). Из-за новых акцизов стоимость мясных изделий может взлететь почти на 30%. К слову, это примерно еще 160 рублей за килограмм. В нашей колбасно-ржаной цивилизации замахнуться на устои? У нас целое государство под названием СССР исчезло в том числе потому, что не смогло накормить народ хотя бы колбасой. С ней связаны не только праздники, но и будни. Поспешило успокоить народ Министерство здравоохранения РФ: это все во благо здоровья. Колбаса, как и газировка, продукт вредный, как правило, сомнительного происхождения. Уменьшить ее потребление необходимо для борьбы с неинфекционными заболеваниями, сердечно-сосудистыми проблемами, ожирением, сахарным диабетом.

 

 

 Вводимый акциз пойдет на субсидирование производства действительно полезных продуктов – орехов, фруктов, овощей, зелени, цельнозерновых изделий и растительных масел. Предположительно, цены на натуральные продукты снизятся.

Минсельхоз вообще открестился от нападок на колбасу: вряд ли идея целесообразна из-за ценовых рисков для потребителей (читай: и производителей). Что же касается безопасности, то эти продукты производятся по техрегламентам, которые соответствуют международным нормам. А значит, нечего велосипед изобретать.

Как к ситуации отнеслись томичи – в материале «ТН».

 

Качество колбасы не станет лучше

Лариса Хустенко, заместитель директора ФБУ «Томский ЦСМ» по техническому регулированию

–  Колбасу и сосиски наши специалисты  проверяют в основном на безопасность – это микробиологические  показатели, наличие тяжелых металлов (ртуть, мышь­як, кадмий, свинец). Я не помню, чтобы в последние годы мы забраковали какие-то образцы. Другой  вопрос –  качество колбасных изделий. Мягко говоря, оно оставляет желать лучшего, хотя  изготовители наверняка со мной не согласятся. Качество колбасы и сосисок не станет лучше на 30%.

Дело в том, что у производителей  нет стимула делать более качественную  продукцию, сколько бы она ни стоила. Потребители ее покупали, покупают и  будут покупать. В свою очередь, государство строго следит только за безопасностью продукции.  И это законное требование изготовители выполняют. К сожалению,  большинство из них не соблюдают требований ГОСТа, который сами же указывают на маркировке потребительской упаковки.  И должного надзора за этим нет.  Кроме того, некоторые  изготовители  колбасных изделий  применяют разные добавки (гелеобразователи, крахмал и т.д.), о которых ни слова не пишут на маркировке. Это тоже  нарушение закона. Информация о составе  должна быть указана на этикетке.  Но и за этим нет должного надзора. Эти уловки  производителям сходят с рук.  Они всеми способами стараются удешевить продукцию, поэтому повышение цены на качестве колбасы и сосисок  никак не отразится. Возможно, палочкой-выручалочкой станет добровольная система сертификации. Это государственный проект. Его смысл в том, что  производитель, выпускающий продукцию по ГОСТу, идет в государственную лабораторию, государственный орган по сертификации   и подтверждает  качество через испытания на соответствие нормативному документу.  В Томске эта система делает первые шаги. Но опять же – это дело добровольное.

 

 

Мне вареной, грамм 30

Ирина, магазин шаговой доступности «Витязь»

– Колбаса – продукт популярный, и потому слухи о значительном повышении цен оптимизма нам не добавляют. Я 12 лет работаю с мясными изделиями, но так, чтобы сразу цена поднялась на 160 рублей, не было никогда. А где 160, там и 200 рублей, и больше. Согласитесь, глаза округляются. Была еда сродни картошке, а станет лакомством, как икра.  

У нас небольшой магазин, район рабочий, небогатый, но постоянных покупателей, особенно пожилых, много. Люди предпочитают вареные колбасы, а из полукопченых – «Краковскую». Зимой хорошо идет сало. У нас отменное сало, людям нравится, оно не залеживается. К праздникам понемногу берут и деликатесные колбасы, дорогие мясные изделия. Не думаю, что совсем перестанут покупать, будут брать, но значительно меньше, что отразится на нашем ассортименте – придется размазывать по витрине крохи. И, конечно, уменьшимся в оборотах. Не исключено, что возникнут проблемы у основных поставщиков. Сейчас в неделю нам привозят из Омска и Кузбасса не меньше 100 килограммов. Не триста сор­тов, конечно, но полтора десятка наименований, и ассортимент устоялся. В случае повышения придется сильно сокращать оборот, иначе для маленьких магазинов есть большой риск не расплатиться, а значит, нужно будет переходить на дешевую, менее качественную колбасу. В общем, для таких магазинов, как наш, может наступить непростое время выживания, и никакие фрукты и орехи не спасут. Зачем все эти нововведения? Одному богу известно да Москве. Но в любом случае будем стараться, чтобы покупатели могли найти необходимые им продукты. А что остается делать? Радует, что пока тревога оказалась ложной. Но, кто его знает, чья позиция пересилит?

 

 

Мы зажаты с двух сторон

Елена Аничкина, исполнительный директор АО «Агрохолдинг «Томс­кий»

– Получается, что  авторы инициативы приравняли колбасу, сосиски и бекон к водке и сигаретам, предлагая ввести акцизы на переработку красного мяса.

Что из этого может получиться?

Покупательский спрос у нас ограничен. Колбасу по цене дороже на 30%  люди перестанут покупать. Она будет залеживаться на полках. В свою очередь переработчикам нужно продолжать поддерживать обороты. Если они не будут полностью загружать свои производственные мощности, у них полетит себестоимость. Чтобы удержать цену, переработчики начнут экономить на себестоимости. В первую очередь удешевлять закуп сырья, то есть мяса. И именно мы, сельхозтоваропроизводители, окажемся в еще более сложном положении, потому что  зависим от переработчиков. Такова специфика нашего бизнеса. Переработчик  диктует цену. Он монополист. И, если  случится такая история, как акциз, повышение цены на колбасу, и как следствие – неизбежное  снижение потребления, переработчик будет вынужден  где-то перекрывать свои издержки и, естественно, будет их  перекрывать за счет товаропроизводителя. А нам деваться некуда. Либо закрываться, либо продавать сырье по меньшей цене. При этом нас, производителей мяса,  очень серьезно поджимают цены на фуражное зерно, которое дорожает из-за роста цен на ГСМ. Мы зажаты с двух сторон. С одной стороны, зависим от поставщиков кормов, а с другой – от переработчиков, потому что мы не можем продукт нашего производства положить на стол  потребителю. Производство мяса без переработчика невозможно. Он должен превратить сырье в готовую продукцию. Деньги от реализации в первую очередь получает ретейл, потом  отдает переработчикам, а переработчики – уже нам.

Чтобы выйти на минимальный уровень рентабельности, наше предприятие запускает к Новому году  производство мелкокускового мяса,  охлажденной говядины. Жизнь вынуждает это делать. Это тот  продукт, который уже можно выкладывать на прилавок и предлагать покупателям.

 

 

Руки прочь

Владимир Пышненко, бренд-шеф сети «Мистер Тако»

– Конечно, такая новость зацепила. У нас нет в меню колбасных изделий, но у нас есть опытное понимание последствий. Без сомнения, если акциз будет принят, то резко упадет качество продукта. Производитель будет вынужден лавировать между низкой покупательной способностью и угрозой банкротства. Люди во времена экспериментов предпочитают экономить, а значит, чтобы цены удержать, будем с колбасой есть больше бумаги и всякого суррогата. Список всяких ингредиентов (загустителей, сои, глутамина и кучи «ешек») увеличится, а о мясе будет только информация, как в гомеопатии. Начнется новый технологический виток упрощения продукта, поиск новых компонентов «под мясо», как это уже было с появлением ТУ: «при изготовлении колбаски ни одно животное не пострадало». Ведь та сырокопченая колбаса, которую можно было достать в советском общепите, по качеству несравнима с нынешней, аналогичной по названию. Сервелат, да не тот. Чем он пахнет, неисповедимо, а вкус явно не ресторанный… На мой взгляд, более-менее съедобная колбасная продукция и сало – у мелких производителей. Небольшие коптильные цеха, как в Зональном, не дают забыть ароматный вкус копченых колбас и деликатесов. Но повышение цены на продукцию для них – это шаг к разорению. А пока такая колбаса даже не доходит до прилавка, разбирается буквально у коптилен… Иногородние российские производители вряд ли лучше наших крупных компаний, это я не понаслышке знаю. А вот недавно тетушка привозила колбасу с Украины. Так вот это колбаса с забытым вкусом из детства. Настоящая!

Думая о причинах такой идеи, могу предположить: такая акция  нужна только для увеличения налогов в казну. Но зачем вносить такую сумятицу, если и так уже огромный профицит бюджета.

Мотив понятен по форме: надо, чтобы население питалось лучше и колбасу дорогую, но вредную не покупало, зато потребляло орехи. По сути это дополнительные поборы. Неужели они думают, что росчерком пера изменят сложившуюся веками культуру питания? Или авторы проекта забыли про «колбасные» электрички? Даже модный ЗОЖ не истребит тяги к «Краковской».

RSS статьи.  Cсылка на статью: 
Теги:
Вы можете пропустить до конца и оставить ответ. Pinging в настоящее время не допускается.

Модератор сайта оставляет за собой право удалять высказывания, нарушающие правила корректного общения и ведения дискуссий..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 16 = 22