Люди, кони и деревянные игрушки

новый год01

Андрей Остров, отставной Козы барабанщик, встречает год Обезьяны

Будете в Белом Яру, обязательно сходите в новый бассейн. Вам каждый покажет, где он. «Дойдете до самолета, и налево». Бассейн стал настоящей достопримечательностью крайнего на северо-востоке области района – Верхнекетского, поскольку самолет-памятник, установленный в конце главной улицы Гагарина, не летает, а бассейн, построенный в прошлом году, работает. В нем с утра до 22.00 есть желающие поплавать. Даже за деньги. Раньше зимой в Белом Яру плавали только в проруби и недолго.

Здесь люди ходят

Когда плывешь, приходят всякие мысли, потому что просто отсчитывать количество метров неинтересно. А вот думать о том, как изменилась твоя или чужие жизни за уходящий год, полезно. У меня в уходящем году Козы встал на ноги и пошел младший сын. В будущем году, надеюсь, встанет на ноги и старший. Разница между ними 16 лет. Младший в уходящем году принудил к близкому общению с Михайловской рощей. Мест, где можно спокойно спать в коляске, в Томске все меньше, а роща весной была одним из таких. Правда, заходить в эту чащу было страшновато. Многие тропы были завалены упавшими деревьями. Но всего за одно лето в роще спилили, вырезали и покромсали в стружку такое количество ненужного подроста, что она стала светиться насквозь. Вместо тихо пьющих и громко разговаривающих людей в ней появились молодые и не очень спортсмены, велосипедисты, мотоциклисты, собачники, роллеры и лыжники, бегуны, танцоры, фотографы, стрелки из лука, метатели ножей, футболисты, буряты, скандинавские ходоки… Теперь и здесь сложно не проснуться, потому что рядом с рощей на бывшей территории подшипникового завода техника расчищает новые строительные площадки.

Даже в уснувшем было от обилия легких денег Городском саду Томска после критики мэра Ивана Кляйна арендаторы начали мощную ремонтную кампанию. В городе вообще системно приступили к организации общественных пространств, чему способствовал и созданный совет при мэре. Конечно, сначала он создавался чиновниками для того, чтобы «послушать людей и сделать наоборот». Как они, чиновники, хотели с самого начала. Но теперь реальные люди с реальными планами приходят на совет и от них нельзя просто так отмахнуться. Феликс Кацман, один из немногих в Томске, кто знает, что заниматься спортом не только полезно, но и прибыльно, например, уверен, что скоро рядом с Лагерным садом будет не только его теннисный клуб, но и многое другое. И в отличие от прожектов чиновников по обустройству в Лагерном саду канатной дороги у него есть бизнес-план. А уж если у Кацмана есть бизнес-план, он его реализует, будьте уверены. Причем все будет в рамках закона, поскольку сейчас он сильно первичен, а дело вторично, что видно на примере томского градоначальника.

Деревянная Атлантида

…Вот плывешь ты зимним вечером уже в теплом 50-метровом бассейне «Звездный», открытом в этом году, куда в будущем 2016-м приедет мировой цвет подводного плавания. Плывешь и вспоминаешь старые томские газеты, где писали о неизвестных тебе людях, живших 100–150 лет назад в окрестностях Воскресенской горы. Эти люди сильно необразованные, выпивающие в забегаловках по Иркутскому тракту или на Болоте, звонящие ночью по пьяни в колокола Воскресенской церкви, практикующие ввиду малого числа женщин кровосмесительные и прочие связи, потребляющие чай из ушаечной воды, настоянной на конском навозе (водопровод еще не построен), дерущиеся по субботам и просто так, часто попавшие в Сибирь не по своей воле, беглые, странники, каторжники, уголовники… Почему их дома напоминали храмы, а окна – алтари? А почему нынешние дома культурных людей с высшим образованием напоминают только про тюрьму и ипотеку? Деревянной архитектуре Томска снова, кажется, не веет. Ушел в отставку первый заммэра, архитектор по профессии, главный лоббист защитников томских теремов Евгений Паршуто. Мэрия устами вице-мэра Александра Цымбалюка тут же заявила, что пора бы пересмотреть томский «список 701» – список особо ценных объектов деревянного наследия, в котором всего-то 701 дом из 6–7 тыс. разрушающихся. Все хорошо понимают, что значит «пересмотреть» в условиях жесткого бюджетного дефицита.

Как человек, выросший в деревянном доме с удобствами на улице, не могу быть фанатичным защитником томских теремов. Но как человек, немного поездивший по России, не могу не сказать: в стране, кроме храмов и крепостей, сохранившихся объектов материальной культуры, сделанных руками безымянного русского человека, с гулькин нос.

Есть поля битв и усадьбы русских гениев. Огромное множество памятников героям последней великой войны. Есть уникальные природные феномены, но такого, как в Томске, нет нигде. Все еще живая, не знающая пропитки, врастающая в землю, съедаемая гнилью и плесенью, поджигаемая жильцами и застройщиками, наша деревянная Атлантида уходит на дно. Жители уже порядком обезображенного Заисточья в этом году вдруг проснулись и объявили войну «Томлесстрою», но ансамбль Татарской слободы уже испорчен непоправимо. 2015 год будут вспоминать или как начало возрождения деревянной архитектуры, или как начало конца.

Зрелищ!

Продавцы утверждают, что томичи нынче сэкономили на демисезонной обуви. Как автомобили, ей-богу. Носили летнюю резину, а потом сразу раз – и переобулись в зимнюю. Это, конечно, от экономии и ожидания худших времен. Вот и Центробанк говорит: вклады бережливых, думающих о будущем томичей в коммерческих банках перевалили в этом году за 100 млрд рублей. Кредитов, правда, томичи тоже набрали – на 90 млрд. Проблема только в том, что вклады, видимо, росли у богатых томичей, а кредиты брали люди победнее. Для них же, небогатых, государство запустило сразу несколько социальных ипотечных программ. Специалисты из районных отделов жилья утверждают, что у них настоящее паломничество по этим программам, но вот договоры с застройщиками заключили пока считанные сотни.

Зато «Праздник топора» и этнофорум в парке «Околица» в этом году сумели справиться с паломничеством и стали настоящим событием в культурной жизни. Как и приехавшая Мариинка, ансамбль песни и пляски Е. Александрова. Томичи тоже не отставали и высадили танцевальный десант в Лондоне. Дэнс-команда «ЮДИ» хоть и не победила в шоу «Британия ищет таланты», но прославилась безмерно и без устали повторяла в многочисленных интервью, что они из Сибири, из Томска. К нам тут по делам приезжала звезда «России-24» Эвелина Закамская, которая берет интервью у всех топ-менеджеров страны. Так вот она говорит, что многие рефрен «ЮДИ» однозначно расценили как признак нарастающего сепаратизма сибиряков. Глупости! Мы просто о себе напомнить хотели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать + восемнадцать =