Людмила Самохвалова об инклюзивном образовании

Людмила Самохвалова, депутат Думы города Томска, заместитель председателя комитета по социальным вопросам

Как учитель и директор школы № 54, я всегда говорила родителям и ученикам: российское образование – лучшее в мире, специалисты, получившие образование в нашей стране, востребованы в том числе и за рубежом. Но меня всегда ставил в тупик встречный вопрос: «Почему тогда чиновники и те, кто имеет деньги, отправляют своих детей учиться в Европу?»

В последние несколько лет, занимаясь внедрением инклюзивного образования, участвуя в международных проектах в сфере образования, я познакомилась с системами образования в некоторых странах Европы и хочу поделиться своими впечатлениями.

Школа начинается со входа

Школы в Европе имеют доступную среду, начиная со входа. По всем кабинетам и этажам может перемещаться любой ребенок, даже в инвалидной коляске.

У нас в связи с дефицитом городского бюджета по отрасли «Образование» всегда возникают вопросы: нужно ли все школы города оборудовать пандусами, лифтами, поручнями; зачем создавать доступную среду, если в школе один или два ребенка-инвалида или таковых совсем нет?

На мой взгляд, доступная среда – это одно из условий комфортного микроклимата в школе. Приведу пример универсального дизайна из собственной практики.

Для того чтобы попасть в столовую и актовый зал, Настя, ученица нашей школы, не могла самостоятельно преодолеть три ступеньки. У нее проблемы с опорно-двигательным аппаратом, передвигалась только с помощью ходунков. Как только, посоветовавшись с ее мамой, мы сделали у лестницы поручни, ко мне пришла повар нашей школьной столовой и стала благодарить за то, что я побеспокоилась о ней! Оказалось, женщина много лет с большим трудом ежедневно преодолевала эти ступеньки – у нее больные ноги. Мне, с одной стороны, было стыдно за то, что я об этом не знала, а с другой стороны, я радовалась – не только за Настю и за сотрудника, но и за других людей: выяснилось, что поручни создали комфортные условия многим бабушкам и дедушкам, которые часто посещают школьные праздники.

Открытая среда

Проходя по коридорам школ в Англии, Австрии, Германии, видишь, чем занимаются дети, чему и как их учат: все двери в учебных кабинетах со стеклами, и никто при этом не отвлекается и не чувствует дискомфорта.

Не хочу обидеть коллег, но, когда в наших школах процессы обучения и воспитания идут за глухой дверью, возникает вопрос: что же такое может делать учитель, что это нельзя никому показывать? Нельзя не согласиться с иностранными педагогами, которые говорят: «Все видят, что я добросовестно работаю. Родителям нравится». «Я в безопасности, если что случится, мне и детям помогут, исключена вероятность того, что ребенок останется один в комнате». «В отсутствие работников нет проблем быстро обнаружить аварии, хотя они и случаются очень редко».

Возможно, не все согласятся с моей точкой зрения, но мне кажется, что это простой способ решить проблемы безопасности (в том числе и психологической) всех участников образовательного процесса, создания комфортного микроклимата в школе и контроля качества образования. Под контролем я подразумеваю не то понятие, которое ассоциируется с такими действиями, как «посмотреть и наказать», а средство получения информации.

Право быть равным

Мировая практика показывает: детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях. Напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность. Свою эффективность по включению особых детей в социум доказывают и наши российские экспериментальные площадки инклюзивного образования.

Термин «инклюзивное образование» специалисты трактуют по разному. Но в целом инклюзивное образование – обучение ребенка с особыми потребностями в обычной школе, которая находится в шаговой доступности от места его проживания. При этом не особый ребенок загоняется в рамки образовательного стандарта, а учителя – после проведения диагностики состояния ребенка на момент его прихода в школу – работают с ним, исходя из его уровня.

Моя практика работы по обучению особых детей в общеобразовательном классе показала: чем раньше такой ребенок начинает общаться со своими сверстниками, тем быстрее идет процесс его развития. Такой ребенок копирует образцы поведения – он видит, как действуют обычные дети, и старается повторять. Совместное обучение дает пользу всем. В отличие от нас, взрослых, дети не акцентируют внимания на внешних дефектах и с большим удовольствием помогают друг другу.

Соня, ученица 2-го класса, получила травму позвоночника, в результате чего передвигается только в коляске. С шести лет обучается в школе. Уже к концу первого года обучения в группе дошколят старалась делать все сама и попросила ей не помогать. Чтобы быть как все, самостоятельно приспособилась писать, держа ручку двумя руками, доставать учебные принадлежности из портфеля. Заслуженно получает четверки и пятерки. Наряду со всеми принимает участие во всех внеклассных мероприятиях, в том числе и спортивных. Одноклассники же установили очередь, когда и кто ей помогает. Если Соня по болезни не приезжает в школу, дети искренне переживают за нее.

Настя, ученица 3-го класса, имеет нарушения опорно-двигательного аппарата. Передвигалась только с помощью ходунков, но за два года пребывания в школе научилась ходить, держась за руку сопровождающего, и самостоятельно преодолевать короткие расстояния. Теперь она сама выполняет творческие работы по труду, принимает активное участие во всех школьных и городских мероприятиях и конкурсах. Она призер городского конкурса «Самая танцевальная школа».

Иван, ученик 2-го класса. Передвигаться и обслуживать себя может только с помощником. Он, как и все дети, читает, сочиняет, поет, имеет друзей. Мальчик отлично считает, он в группе лидеров по математике и в числе победителей городских соревнований по шахматам.

У ученика 8-го класса Василия синдром Дауна. Ему трудно даются точные науки, но он очень старается, много занимается дома. Ему нравится учиться, есть успехи по гуманитарным дисциплинам. Много читает, увлекается биологией, географией, историей, иностранными языками. Любит животных, мечтает работать в зоопарке. Очень добрый парень. И ребята, и учителя его уважают. Минувшим летом представлял Россию и свою школу на Всемирном конгрессе по синдрому Дауна в Кейптауне, делал сообщение на английском языке.

Эти примеры – еще одно подтверждение того, что многие ученики коррекционных школ способны получать образование в школах обычных, вместе со здоровыми детьми и достигать положительных результатов как в физическом, так и умственном развитии.

***

Так почему же те, кто имеет деньги, отправляют своих детей учиться в Европу?

Отвечу так: в Европе к любому ребенку относятся как к уникальной и неповторимой личности, понимая, что лучший способ сделать детей хорошими – сделать их счастливыми. Финансирование всех необходимых образовательных (подчеркиваю – образовательных, ведь главная задача школы – учить) услуг, обеспечение школ всеми современными средствами обучения, создание доступной среды для каждого ребенка у них на первом месте. На Западе понимают, что если государство будет изображать из себя защитника детей, но при этом соблюдать их права, руководствуясь экономической целесообразностью, то – именно с точки зрения экономии – выгоднее закрыть на их проблемы глаза.

Думаю, проект нового закона «Об образовании» в России появился не случайно: для развития этой сферы нам предстоит еще много сделать. При этом отмечу: в Томске отношение к образованию, в том числе и инклюзивному, заметно меняется, и потому продолжаю настаивать: наше образование будет лучшим в мире.

Людмила Самохвалова, депутат Думы города Томска, заместитель председателя комитета по социальным вопросам

 

Как показывает практика, многие дети с особенностями развития способны учиться в обычных школах и достигать положительных результатов

 

В 2012 году МОУ СОШ № 54 отметила свое 44-летие. В школе с учетом интересов родителей и по согласованию с департаментом образования администрации Томска вначале были открыты классы компенсирующего обучения, затем – специальные (коррекционные) классы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Перевод обучающегося в класс компенсирующего обучения производится на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии Томска по заявлению родителей (законных представителей) обучающегося. Деятельность этих классов (в том числе их наполняемость) регламентируется соответствующими нормативными актами.

С 2008 года школа является региональной площадкой по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. В классах обучаются дети с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата. Для оказания физической помощи у ребенка есть сопровождающий взрослый. Школа обеспечивает таких детей услугами психолога, логопеда, социального педагога. Здесь работает комната психологической разгрузки, доступная всем желающим.

СПРАВКА «ТН»

Людмила Самохвалова. С 1983 года – учитель математики МОУ СОШ № 54, с 1988 года – заместитель директора по учебной работе, с 1992 года – директор МОУ СОШ № 54. Член ВПП «Единая Россия», член координационного совета женщин при мэре Томска. Имеет нагрудный знак «Отличник народного просвещения», почетное звание «Ветеран труда».

БЛАГОДАРНОСТЬ

За возможность изучить опыт работы по внедрению инклюзивного образования в странах Европы, увидеть много полезного и интересного Л. Самохвалова благодарит председателя совета Томского регионального общественного движения «ДИВО» Владимира Салита и директора психолого-медико-педагоги-ческой комиссии Томска Наталью Артюшенко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 + 2 =