фото Артем Изофатов
– В нашей школе есть традиция. В День учителя дети проводят уроки. Не в день смеха, 1 апреля, а именно в наш профессиональный праздник. Это так здорово! Заходишь в класс и на себя со стороны смотришь. Они копируют меня точь в точь, – признается учитель биологии Валентина Зябрева.
Пока же в томской средней школе №16 идут обычные занятия. Звонок на урок, с урока, на переменах – шум-гам, от которого у нормального человека звенит в ушах и хочется поскорее убежать на улицу…
– В шуме настраиваешься и слышишь то, что нужно, – Валентина Зябрева говорит это на полном серьезе.
Школа – ее стихия. Не надоедает. Для Валентины Федоровны нынешний учебный год – 35-й по счету.
– У учителей как в семье, кто первые пять лет выдержит, тот, как правило, остается. Не зарплата же нас здесь держит, – смеется преподаватель.
Дорогие цветики
На ее столе в кабинете биологии красуется необычный букет. 30 цветков, в серединке каждого – портрет ученика. Букет Валентине Федоровне подарили бывшие пятиклашки, у которых она стала классной руководительницей. Сейчас они семиклассники.
– Мои цветики, – нежно говорит Валентина Зябрева, любуясь подарком. – Я их храню. Через несколько лет на выпускном вечере посмотрим, какими они были и какими стали.
Все комнатные растения в аудитории вырастили ученики. Когда шестиклассники проходят тему «вегетативное размножение растений», Валентина Федоровна дает практические задания. Способов размножения ведь много – черенкованием, прививками, листьями и корнями, отводками. Вот они и пробуют.
– Этот фикус из черенка вырос, а на нем, посмотрите, прививка, ее дети делали, – обращает внимание Валентина Зябрева.
Так и есть: одна половина фикуса Бенджамина с темными листьями, а другая – со светлыми.
– Ребята потом приходят и проверяют свои цветы. Они даже помнят, где они стоят в кабинете, – поясняет учительница.
Недавно заходил десятиклассник Коля Гордин. Интересовался своим плющом. Преподаватель его обрадовала – в этом году цветок даже зацвел, хотя окна выходят на север.
Обморочная анатомка
В юности Валентина мечтала стать врачом, а не учителем. И даже успешно сдала два вступительных экзамена в медицинский институт.
– Муж моей старшей сестры, когда учился на шестом курсе, позвал в анатомку. Там я упала в обморок… Писать сочинение уже не пошла, – вспоминает Валентина Федоровна.
Она вернулась домой в Киргизию и поступила на биофак в столичный университет. Собиралась заниматься научной работой на кафедре. Судьбу изменил случай.
– Моя школьная классная руководительница заболела и больше не могла преподавать. Учебный год начался – учителей не найти. Директор пришел к нам домой уговаривать. Отец у меня строгий был: «Раз надо, ну-ка иди! Какие могут быть разговоры?» А я ему: «Мне это не нравится…» «Иди!». Так на третьем курсе университета я пошла в свою родную школу вести биологию и химию, – рассказывает Валентина Зябрева.
Дети, по словам учительницы, ни разу не сорвали ее уроки. И прозвище обидное не давали даже когда она только начинала работать.
– В то время в школе учился мой племянник, и я пытала его: «Виталька, ну как меня ребята зовут?». Он говорил, то мам Валя зовут, то Валентинушка, – улыбается Валентина Федоровна
Ванилин с секретом
Конек Валентины Зябревой – проектная деятельность. Она автор и руководитель городского педагогического проекта для шестиклассников «Томский росток». Занятия проходят в 16-й школе пять лет. Ребята изучают деревья, лекарственные растения родного края. Узнают, как и из чего получают деготь, скипидар, почтовые штемпели и ванилин.
– Искусственный ванилин у нас делают из камбия сосны, поэтому он такой дешевый. Так мы друг друга учим. Свою природу нужно знать, – уверена Валентина Федоровна.
После Томского ростка школьники побеждают на олимпиадах и конкурсах.
И вершки, и корешки
Валентина Федоровна постоянно затевает со своими детьми интересные работы.
Ее ученица Алина Саблина самостоятельно вырастила гибридное растение – она привила томат на картофель.
– Технологию я ей рассказала, и Алина сделала прививку на дачном участке, – вводит в курс дела Валентина Зябрева.
Осенью Алина получила на одном растении и вершки, и корешки: сверху – томаты, а в земле – картошка. С этой работой девушка выступила в ТГУ на студенческой конференции «Старт в науку».
Ее одноклассник Саша Губин выполнил социальный проект.
– Мы проходили на уроках бактерии, в том числе молочнокислые. И Саша приготовил варенец по рецепту моей бабушки. Он просчитал, что готовить дома натуральный полезный кисломолочный напиток гораздо дешевле, чем покупать в магазине йогурты для своих шестерых братьев и сестер. Теперь варенец для них – домашний напиток. Его готовит даже папа Саши, – поясняет Валентина Федоровна.
Нынешним летом ребята посадили на родительских огородах редкие, забытые культуры – амарант, вайду красильную и другие растения. Семенами поделилась преподаватель кафедры агрономии Биологического института ТГУ Светлана Михайлова. Дети все делали по науке: сеяли по всем правилам, наблюдали, как растения растут и развиваются, ставили полевые опыты. Валентина Федоровна заранее составила план, что и как нужно делать.
На следующей неделе школьные энтузиасты отправятся в университетскую лабораторию продолжать опыты.