Сегодня «Скоморох» отправился в Брянск на международный фестиваль «Театр+». Томичи представят «Сказку о рыбаке и рыбке» и «Пикник», спектакль-лауреат «Золотой маски» в номинации «Куклы/работа актера». В числе обладательниц высокой награды – заслуженная артистка России Марина Дюсьметова.

Накануне отъезда на фестиваль «ТН» поговорили с любимицей публики об актерском счастье, звездной болезни и не только.

Не забываем про чувство меры!

– Марина Викторовна, как ощущает себя артист, получивший «Золотую маску»? Есть внутреннее удовлетворение: «Вот теперь все случилось»? Или в каком случае актер может себе сказать: «Моя творческая жизнь сложилась счастливо»?

– Только в том случае, если он больной. Нормальный профессионал никогда не скажет, что он всего достиг и все умеет. Случается, похвалишь себя в шутку после ввода в спектакль: «Какой я молодец! Кажется, ничего не забыл и никому из партнеров не помешал». Не более того. Человек, работающий у станка, может с полным правом говорить: «Молодец я! Собрал деталь правильно, согласно чертежу». В творческой работе такого быть не может. И не должно.

Что касается «Пикника» и «Золотой маски», то роль сеньоры Тепан мы исполняем втроем с Натальей Павленко и Екатериной Ромазан. Награда по большей части принадлежит основной исполнительнице – Наталье. Я в данной роли только ее руки. Если образ получился цельным, не разваливается на составные части, это прекрасно.

– Возвращаясь к фразе «Я – молодец!», которую актер не должен бы произносить в свой адрес. А ведь молодые артисты частенько этим грешат…

– Бывает. Но это – естественное явление. Я бы даже сказала: на первых порах необходимое. Начинающему артисту важно поверить даже не столько в себя, сколько себе. Поверить в свои способности и возможности, чтобы потом эти способности улучшать. Другое дело, что надо знать меру, иметь чувство юмора и адекватную самооценку, чтобы понять: ты еще не состоялся в профессии окончательно, все впереди. Но на каком-то этапе, наверное, можно себе позволить немножко полюбоваться собой. И я наверняка в свое время была где-то самонадеянной. Но я этого не помню. Меня больше мучило ощущение, что я что-то недоделала, не смогла…

– В жизни вы тоже человек сомневающийся?

– Смотря что это за ситуации и какие решения приходится принимать. Когда-то есть абсолютная уверенность, что поступать нужно так и не иначе. Когда-то решение дается нелегко. Всё по-разному, как и у всех людей.

– Но про что-то вы можете уверенно сказать: «Это я в жизни умею делать очень хорошо»?

– Да. Лежать на диване и читать книги (смеется)

…И булочная отменяется

– Так сложилось, что театр кукол многие воспринимают как малышковый, несерьезный. Притом что он может делать сильные, очень серьезные спектакли, вести глубокий и актуальный разговор со зрителями. Разве не обидная ситуация?

– Раньше было обидно. Сейчас это ничего, кроме непонимания, не вызывает. Ситуацию не изменить. Почему-то считается: все, что создается для детей, особенных усилий и затрат не стоит. А вы спросите у воспитателей детских садов и яселек: легко ли держать внимание полутора, двух, трехлетних ребятишек? Когда дети приходят на спектакль с родителями, бабушками и дедушками, надо работать так, чтобы за происходящим на сцене было любопытно наблюдать и маленьким, и стареньким. Это не просто. Но в этом и интерес профессии кукольника.

– Вы живете и работаете в Томске много лет. Что принципиально изменилось в его атмосфере, культурном облике?

– Город заметно хорошеет. Изменился внешний облик населения. Материальное состояние позволяет молодежи одеваться свободнее, интереснее. Раньше был повсеместный черный низ, белый верх, серая или коричневая куртка. Сейчас такого, слава богу, нет. У меня, во всяком случае, глаз радуется. И когда я вижу ребят с зелеными или малиновыми волосами, меня это не пугает. Мне забавно. Самовыражение нужно в юном возрасте. Пусть лучше вот так раскрасят себя, чем наденут черные маски и пойдут со свастикой.

Иностранцев на улицах Томска стало намного больше. Это говорит о том, что он расширяет привычные границы и становится привлекательным не только для томичей.

Культура общения в транспорте и на улице и раньше напрягала. Хоть я и приехала не из интеллигентного Питера, а с Урала (Марина Дюсьметова родилась и училась в Екатеринбурге. – Прим.ред.), поначалу вздрагивала, когда в автобусе могли локтем со всей силы пихнуть. Еще и послать ни за что ни про что. Сегодня такое тоже встречается. Но это явление повсеместное, касается не только Томска.

– А все эти разговоры про то, что Томск перестал быть городом театральным?

– Не могу сказать, что люди перестали ходить в театры. Ходят. И не только старшее поколение, но и молодежь. Другое дело, что появились разные варианты досуга. Когда мы приехали в Томск, здесь не было такого количества кафе и ресторанов, где бы могла проводить вечер молодежь: поговорить, послушать музыку, отдохнуть.

Если мы хотим, чтобы в театр приходил зритель, надо ставить интересные для него спектакли. Это происходит, когда поднимаемая в постановке проблема публике близка, понятна и необходима. Востребована. Мы же в жизни существуем по степени необходимости. Если у нас дома есть четыре булки хлеба, мы разве пойдем в дождь в булочную? Так и с театром.

Должна отметить, что в «Скоморох» зрители идут в большинстве своем подготовленные. Они понимают, на какой спектакль приходят и что там увидят.

Когда «поживем-увидим» не пройдет

– Были времена, когда спектакли становились событием для города. Давненько не случалось, чтобы премьеры гремели как в свое время «Клоп» драматического театра, тюзовские «Эмигранты», «Было или не было» Романа Виндермана. Причина в театрах, которые ставят «не те спектакли»? Или в публике, которой ничего не нужно и ничто не интересно?

– В каждом случае по-разному. Сегодня тоже есть постановки, на которые зрители выстраиваются в очередь.

Раньше была цензура. Это тоже сыграло определенную роль. Что не разрешалось, туда зрители и ломились. Мое поколение актеров и режиссеров застало эти времена. Потому, например, вызвал такой ажиотаж «Золотой слон» в драматическом театре. Или наш «Котлован». Когда еще вчера повесть Платонова нельзя было читать, сегодня она появилась в рукописи, а завтра уже вышел по ней спектакль. Запреты подогревали интерес.

Сейчас можно всё. Люди растерялись и начинают искать способы, как завлечь публику. Кто-то ходит нагишом по выставке, чтобы на него обратили внимание. Кто-то поджигает себя. Кто-то вставляет мат в Островского для «осовременивания». Сегодня театрам важно находить темы, которые своевременны и цепляют зрителя. Расслабиться и сказать себе: «Поживем – увидим» нельзя. Если сегодня не успел, к вечеру можно констатировать, что это уже прошлый день.

– Кто-то из известных артистов сказал, что сегодня в театр ходят или богатые, или счастливые. Согласны?

– Насчет богатых – не вполне. Они в большинстве своем веселятся немножко по-другому. По поводу счастливых… Я бы сказала, что в театр, на концерты, выставки ходят те, кто чего-то хочет в этой жизни, интересуется этим миром. Они хорошие, правильные люди. И потому счастливые. В отличие от людей угрюмых, скептиков. У них все всегда плохо. Сегодня образовалась такая прослойка. Я с такими людьми часто сталкиваюсь. Это нездоровая ситуация, как мне кажется. Нормальный человек хочет и любит жить. Ему это интересно.

 

СПРАВКА «ТН»

Марина Дюсьметова окончила Свердловское театральное училище. В театре куклы и актера «Скоморох» служит с 1973 года. Выступает не только как актриса, но и как инсценировщик и режиссер-постановщик спектаклей для детей, театральных проектов, концертных программ. С 1996 года ведет курс актерского мастерства в Губернаторском колледже социально-культурных технологий и инноваций.

В разные годы сотрудничала с областной филармонией, народным театром Дома ученых (художественный руководитель), зрелищным театром «Аэлита», театром «Этнос» (основатель и художественный руководитель), томским ТЮЗом, Кемеровским областным театром кукол им. А. Гайдара.

В сегодняшнем репертуаре занята в спектаклях «Лысая певица», «Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца», «Пиковая дама», «Игра», «Пикник», «Концерт для ­куклы с оркестром», «Сэмбо» и других.

 

Автор: Елена Маркина
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 7