– Здесь велики ремонтируют?

Андрей Рейтер, сам худой как шоссейный велосипед, отвечает утвердительно.

Посетитель, мужчина лет 55, смущается:

– И китайские, которые совсем плохие, тоже?

– Все ремонтируем! – говорит индивидуальный предприниматель.

У мужчины, у меня и, как выясняется, у Андрея – общая велосипедная история. Сначала «Школьник», потом тяжелый «Урал» под рамой, чуть вытянулись ноги – над рамой. А в 18 лет крутить педали уже было несолидно как-то. Но теперь снова: для детей китайские велики попроще, зато в наших багажниках и на крышах авто Giant, Trek, Merida и еще три десятка мировых велосипедных брендов. Такая вот вечная велосипедная молодость вернулась.

– Первый нормальный горный велосипед GT появился у меня в 2006-м, – рассказывает Андрей, сидя в своей мастерской по соседству с торговым залом спортивного магазина. – У меня была идея фикс доехать до родной Моряковки – это 50 километров. Я купил, сел и поехал. Доехал с такой кучей адреналина в крови, что больше я с велосипедом не расставался…

Работал Андрей тогда продавцом в большом спортивном магазине. К тому времени, правда, закончил уже два курса факультета прикладной математики и кибернетики ТГУ. Сессии на пятерки, участвовал в олимпиадах, но вовремя понял – не его! Родители, конечно, были в ужасе. Как так? Бросить университет и пойти работать продавцом?! Но судьба извилиста, как трасса в любимой Андреем велосипедной олимпийской дисциплине – кросс-кантри (проще говоря, езда по сильно пересеченной местности).

– Были в Томске такие соревнования – «Велобум». Я в 2007 году в категории «любители» без всякой подготовки «заехал» на третье место. С тех пор занимаюсь велоспортом. В Москве у меня тренер, он пишет мне планы и отправляет по электронной почте, я их выполняю. Я любитель, но мой уровень таков, что я могу поехать со сборной страны по кросс-кантри и приехать где-то посередине. Но в велосипедном спорте денег на жизнь не заработать.

На жизнь Андрей уже больше пяти лет зарабатывает ремонтом. Летом – велосипедов, зимой – лыж и сноубордов. Идея открыть мастерскую по ремонту спортивного инвентаря пришла не от хорошей жизни. Весной 2014-го уволили из магазина, а через три месяца он уже открыл свой спортцех. Не раз вспомнил добрым словом деда, его маленькую мастерскую в Моряковке, в которую частенько забредал в детстве.

– Многие до меня пробовали открывать что-то подобное, но не у всех получалось. Это вопрос самодисциплины, добросовестности, умения. Если все это складывается вместе, дело пойдет. Потому что сарафанное радио в узкой среде велосипедистов работает лучше всего.

В мастерскую снова заглядывают клиенты:

– Нам бы по стоимости ремонта сориентироваться…

– Привозите – посмотрим. С ваших слов ничего не скажу. Трансмиссию надо смотреть, натяжение цепи, втулки. Иногда дешевле новый купить, чем ремонтировать…

Я вспоминаю тяжеленный «Урал», прожеванные масляной цепью брюки, как мучился, когда разбортовывал колеса…

– Материалы стали лучше, а некоторые велосипеды сегодня – это просто космические технологии конструкции рамы, лучшие инженеры и конструкторы, дизайнеры велосипедных сёдел, электронные системы тормозов и переключения скоростей… – говорит Андрей.

В доказательство показывает шоссейник стоимостью в полмиллиона рублей. На прошлой неделе привозили в ремонт еще два подобных. Велосипеды сегодня могут быть далеко не самыми демократичными видами транспорта. На двух колесах ездят чиновники, депутаты, бизнесмены…

– Томск – один из городов России, где нет федерации велосипедного спорта, никаких официальных соревнований, бюджетных вливаний. Велосипедисты живут сами по себе. Не знаю, хорошо это или плохо. Видно, что, например, лыжный спорт в Томской области кому-то интересен, а вот велосипедный – не очень. Оно и понятно – коротко сибирское лето.

Короток не только велосипедный сезон, но и маршруты велосипедистов в Томской области. Единственная велосипедная дорожка в сквере ССО длиной 100 м – скорее усмешка над велосипедистами, которых в Томске, по самым скромным подсчетам, несколько тысяч. Дальние маршруты тоже можно на пальцах одной руки сосчитать: до Томской писаницы, до Таловских чаш, в Ярское, Заповедное. По федеральным трассам велосипедистам ездить запрещено, а учитывая плотность автомобильных потоков и состояние дорожного полота – крайне некомфортно.

– Мне предлагали заняться велотуризмом, когда я оканчивал тогда еще факультет социокультурных технологий и туризма в ТПУ, – говорит Андрей. – Высшее образование все-таки получил. Но я подумал, что заниматься этим можно только летом. Когда разъезжаются основные потребители услуги (молодежь и студенты), это нерентабельно. Велосипедисты – люди само­организующиеся, так что проработать и выйти на маршрут могут сами. Велотуризм вряд ли рентабелен в Томской области. К тому же, когда я писал дипломную работу по маркетинговой стратегии спортивной мастерской, у меня здесь уже все работало. Мне просто похлопали и пожелали удачи.

Удача пока Андрею сопутствует. Вложения в мастерскую окупились в первый же год, а теперь бизнес понемногу растет, появились два помощника. Это тоже удача, поскольку в России нет ни одного учебного заведения, где бы готовили слесарей по ремонту велосипедов. Обучение можно пройти только за рубежом и только на английском языке. На растущем рынке велоремонта мастера до всего доходят сами, обмениваются видео, советами, Интернет им в помощь.

– Есть одна единственная мастерская в столице, которая что-то там обучающее пытается сделать, проводит курсы, но в целом Россия – страна не велосипедная, как та же Франция. А уж Сибирь точно не велосипедный край. Крым, наверное, самый подходящий субъект Федерации для этого вида спорта…

Андрей надевает фартук и перчатки. Готовит стенд – надо выправить «восьмерку» на колесе.

– Ходят слухи, – начинаю я осторожно, – что велосипедный спорт не очень полезен для мужчин. Да и женщинам сёдла трут в не самом удобном месте…

Рейтер смеется. Он женат, год назад родилась дочь.

– Есть анатомические сёдла, специально для женщин, где вообще ничего не трет. Есть мастерские по регулировке посадки, где с помощью датчиков измеряют расстояние между седалищными костями, точки давления на седло, и делают его индивидуальным не только по размеру, но и по уровню мягкости-жесткости отдельных частей. В таком седле можно ехать часами. А так велосипед – это прекрасная кардио- и обычная физическая тренировка, способ получить новые впечатления…

– Дочь будете сажать на велосипед?

Андрей улыбается.

– Как только научится ходить, куплю ей беговел…

Автор: Андрей Остров
Фото: Евгений Тамбовцев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 + 2 =