Когда школа во дворе дома – это хорошо? Риторический вопрос. Конечно, это большое благо и для родителей, и для детей. А когда во дворе не просто обычная типовая школа, а современное здание, притягивающее взор, привлекательное внешне и оснащенное по последнему слову образовательных технологий? И в этом случае вряд ли будут возражения. Так или иначе, но в жилых районах Зеленые Горки, Южные Ворота, Радонежском, построенных ТДСК, именно такие школы. Просторные, светлые, многофункциональные, со сложнейшим инженерным оборудованием и под завязку забитые обучающими цифровыми средствами – маркером школ XXI века. Школы эти все с изюминкой: Академлицей – точные науки, «Эврика-развитие» – поликультурная педагогическая площадка, школа в Южных Воротах – IT-технологии. И наконец самое главное – компания, что уж совсем удивительно для социальной практики, продолжает следить за судьбой учебных заведений, по мере надобности подставляя свое плечо и живо интересуясь успехами выпускников.

Крещендо цветовых гамм

Школа в одном из самых красивых зеркально-футуристических районов Томска – Радонежском – построена два года назад как типовая, на 1 100 мест, но у нее есть яркая особенность – в этом новом здании, переданном Заозерной школе № 16, обучаются будущие творцы – архитекторы. Как сказал немецкий философ Шеллинг: «Архитектура – это застывшая музыка». В школе начинают готовить тех, кто превращает музыку мысли в здания и изысканные пространства.

16-я школа уже имеет в архитектурно-художественном направлении колоссальный опыт. С момента первого полноценного выпуска в 1999 году состоялся 21 выпуск творчески одаренных детей.

– Мы не могли не организовать в Радонежском архитектурных классов, – убеждена директор Заозерной школы № 16 Елена Астраханцева, – потому что профессии дизайнера, архитектора очень востребованы и у детей, и у родителей – жителей этого микрорайона. Сейчас в каждой параллели с первого по одиннадцатый класс – по одному художественно-архитектурному классу. Наша гордость – кадровый состав, учителя ИЗО, архитектуры.

Талантливые, опытные, с широкой душой преподаватели трепетно растят будущих виртуозов стильных музыкальных линий и деталей в силуэтах городов. Огромный плюс в том, что у школы № 16 есть тесная связь с ТГАСУ.

– Мы очень дорожим нашими отношениями со специалистами архитектурного факультета, – продолжает директор школы. – Начинали когда-то с небольших курсов, которые читали приходящие преподаватели вуза. Дальше – больше, теперь общий уровень детей таков, что они участвуют во многих творческих конкурсах для студентов и зрелых специалистов. К слову сказать, профессиональное мастерство наши учащиеся недавно показали на конкурсе дизайн-проектов актового зала для департамента образования. Работники департамента не ожидали, что в 20 представленных нами работах будет столько потрясающих, нетривиальных идей, оригинально совместивших дух официального помещения для серьезных мероприятий и ажурность, легкость и даже праздничность интерьеров. Конечно, помимо этого направления есть и другие, не менее значимые. Но архитектура – это наша изюминка. Мы заняли свою нишу и не жалеем о выборе. Это серьезное преимущество Заозерной школы в конкуренции с другими общеобразовательными учебными ­заведениями.

Архитектор – это главный строитель

Зачем ТГАСУ эти хлопоты? Разве недостаточно работы со своими студентами? Вполне, но в данном случае ответ лежит на поверхности.

– Мы заинтересованы в школе, – лаконично подтвердил член Союза архитекторов России зав­кафедрой рисунка, живописи и скульптуры ТГАСУ Сергей Ильин. – Это всегда свежая кровь, новый взгляд. Бесспорно, приходят учиться в основном заинтересованные в профессии ребята. Но я убежден: соискателям будущих творческих лавров нужна длительная, целенаправленная подготовка, которая начинается именно со школы. Почему? Должен быть сформирован специ­фичный навык – необходимо уметь мыслить пространственно. Чем тщательней учителем ИЗО будет поставлена техника рисунка, тем лучше. Мы в свою очередь помогаем методиками. Проводим подготовительные курсы. И задачу благодаря взаимодействию школы и вуза мы хорошо решаем.

Вузу, а особенно факультету, чье дело – всемерно развивать творческий потенциал студентов, чрезвычайно важно качество поступающих. Для этого в ТГАСУ создан предуниверситарий – система, которая непосредственно взаимодействует с образовательными учреждениями по подготовке и сопровождению мотивированных абитуриентов в ТГАСУ по профилю.

– В созданной системе базовых школ, – утверждает директор предуниверситария Владимир Макеев, – Заозерная школа уникальна: она единственная в Томской области по архитектурно-художественному направлению. Надо отметить, что конкурс на архитектурный факультет всегда был большой – до 17 человек на место. Высокая планка требований усложняет поступление, отсеивает случайных людей. Учащихся 16-й школы из массы других абитуриентов сразу видно. Они точно знают, куда идут, что должны продемонстрировать, и в этом смысле цель проф­ориентации и сотрудничества достигнута.

По большому счету, набрать сильных и академически успешных ребят для вуза не самое главное. Архитектура вчера и сегодня престижна и популярна во всем мире, потому что это взгляд за горизонт. Архитекторы из всех креативных специалистов более всего устремлены на перспективу. Сделать то, чего еще никто не видел, удивить смелостью и фантазией. Они в гуще форсайт-технологий завтрашнего дня, совершают рывки в еще неизведанные ойкумены чувств.

Но мало только фантастики, нужны удобство и комфорт для жизни. Сегодня много проектов в области жилищного строительства, общественных пространств, и государство не снижает темпы, развивая эту сферу через нацпроекты. Спрос на таких специалистов огромный, но быть просто художником-архитектором, владеть техникой изображения сегодня мало, специалисты в области строительства и проектирования должны быть на «ты» с цифровой средой, владеть BIM-технологиями. В школе это понимают и много работают в сфере информационной подготовки.

Четкий штрих

Но архитектурного консонанса (хорошее звучание в музыке. – Прим. авт.) не получится, если не сформированы умения и стиль.

Учитель от Бога Екатерина Самандросова работает в Заозерной школе с самого основания этого направления – с 1989 года. Всех выпускников знает, помнит и очень ценит. Каждый год школа выпускает группу от 7 до 12 человек. Несмотря на то что в ТГАСУ поступить сложно, три-четыре человека сразу преодолевают вступительные барьеры. Это дорогого стоит.

– Опять же экзамен – это всегда лотерея, да еще в составе вступительных есть профильная математика, – поясняет учитель, – но уровень подготовки наших учеников позволяет преодолеть высокий ценз. Так ведь и условия, которые создали домостроители, просто бесценные: пять просторных специализированных классных помещений с необходимым оборудованием.

Выпускникам школы № 16 учиться в вузе значительно проще.

– Вот посмотрите, – подчеркивает Екатерина Алексеевна, – ранняя специализация всегда дает результаты: с девятого класса изучают архитектурную графику, в десятом и одиннадцатом идет углубленный курс рисунка. Те же композиции, те же «головы», как и у студентов. Ведь и часть занятий проводят преподаватели ТГАСУ. Кстати, даже в сложной ситуации дистанционного обучения не растерялись: нашли платформу, подобрали приемы и режимы общения. Помыкались, конечно, но выявили даже плюсы этого формата – серьезно вырастает доля индивидуальной работы, что очень важно для формирования навыков.

Ребята, которые связывают свою жизнь с техническими специальностями, тоже получают весомый багаж подготовки: лучше, чем другие, знают, что такое черчение. Соответственно, быстрее и качественнее осваивают инженерную графику, быстро читают чертежи. И даже гуманитариям навыки художественного творчества помогают ярче видеть и воспринимать мир.

Вот и ответ на вопрос, зачем строителям ТДСК в вихре больших и малых производственных проблем заботы школы. Ответ простой – люди. Наши горожане, которые делают ставку на удобную среду, безопасность, комфортное жилье, выбирают свой жизненный путь в фирменных цветах будущего вместе с компанией. И, что очень важно, если архитектура и музыка идут в ногу со временем и техническим прогрессом, то обязательно будут нужны авторы, которые заставят музыку в камне звучать мажорным аккордом в вечности. Всем на удивление вызывая позитивный эмоциональный отклик, сохраняя мысль своего создателя.

Автор: Анатолий Алексеев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 17 = 22