Мэр Томска Николай Николайчук рассказал о том, как власть решает трудные задачки

Третий год подряд Дума города Томска проводит заседание с единственным вопросом в повестке – заслушать и принять отчет мэра о проделанной муниципалитетом за год работе. Большой печатный вариант отчета-2011 содержит огромное количество цифр и фактов – это 75 страниц текста с графиками и диаграммами.

 

В свое устное выступление на Думе Николай Николайчук, по его словам, «включил показатели, которые без погружения в мелочи показывают основную динамику развития города, критерии и позиции, которые можно проанализировать, чтобы понять, как мы развиваемся и как нужно». То есть для Николайчука ставший уже традицией отчет перед Думой – не публичный «ответ на оценку», а скорее возможность «сверить часы» и определить направления развития города. Хотя от оценки эффективности власти тоже никуда не уйдешь. Но даже самые резкие и категоричные оппозиционеры из числа депутатов признавали: это результаты ее борьбы с городскими проблемами, которые накапливались десятилетиями…

Заметим: речь в данном случае идет именно о власти, а не о муниципалитете. Ведь большинство томичей не делят власть на уровни, ветви и не разбираются в тонкостях функционала. Для них власть – это субъект, который по определению обязан решать их каждодневные проблемы. Причем делать это в условиях очевидной ограниченности ресурсов…

Как перестроить межбюджетные отношения?

90% налогов, собранных на территории города, уходят в областной и федеральный бюджеты. Даже без учета выполнения функций областного центра Томск, по мнению городской администрации, недофинансируется на 1,7 млрд рублей. Вопрос: как уйти от этого и обосновать увеличение бюджета Томска в областном парламенте?

– Я выступал на согласительной комиссии по областному бюджету, представив наши расчеты. Не помогло… Но в документах согласительной комиссии появилась протокольная запись: по итогам первого квартала 2012-го вернуться к рассмотрению вопроса, как компенсировать эту потерю бюджету города. Эта запись вполне может обернуться поступлениями в муниципальную казну.

Мы научились готовить проекты и защищать их в Москве. Томск наконец-то начал получать федеральное финансирование на реализацию масштабных городских программ. Из 12,4 млрд рублей (бюджет Томска в 2011 году) собственные доходы города – 5 млрд. На каждый рубль собственных доходов дополнительно привлекли четыре рубля.

У муниципального бюджета за три года появилась возможность в 2,5 раза увеличить расходы на дорожное хозяйство, в 2 раза – на социальную политику и образование, на 40% – на здравоохранение и спорт.

По мнению мэра, объективных критериев оценки деятельности власти существует всего два. Первый и главный – численность населения города. Если здесь рожают детей и приезжают жить (а не уезжают), значит, созданы условия для жизни.

– У городов, которые теряют население, нет будущего. Таких много. Россия с 2009 по 2011 год потеряла около 130 тыс. граждан в результате естественной убыли. А вот Томск прирастает: за 2011 год на 13 тыс., за последние три года – на 26 тыс. В сравнении с 2010-м миграционный прирост удвоился. Нас уже 560 тысяч!

Второй критерий оценки, по мнению мэра, – рост стоимости основных фондов предприятий, которые находятся в городе. Растет, значит, выстроена правильная инвестиционная политика, хороший инвестклимат.

– А если нет роста численности населения и стоимости основных фондов, предлагаю запретить идти на ближайшие выборы и мэру, и депутатам Думы города! (В зале аплодисменты.)

В Томске удалось сделать прозрачной систему выделения земельных участков. Любой инвестор может открыть городской инвест-портал, выбрать участок, оценить возможные обременения и участвовать в открытом аукционе. Работает инвесткомитет. Инфраструктурные проекты города представлены на нескольких крупных мероприятиях (в московском офисе компании «Делойт и Туш», на Красноярском экономическом форуме). Проводятся томские инвестсезоны.

В Томск пришли METRO и «Веолия», у нас в гостях побывали Phillips, Remondis, Dalkia, а совсем недавно и McDonalds (вполне вероятно, реализация их проектов вскоре начнется). Заработал проект Made in Tomsk. Подписано трехстороннее соглашение между томским и северским муниципалитетами и ЗАО «РОЭЛ Групп» о сотрудничестве в реализации проекта «Современный трамвай». Подписан протокол о намерениях с финской Ruukki о внедрении новейших технологий строительства. Томск включен в список 20 пилотных проектов федеральной программы «Новая индустриализация страны». Ведется работа по вхождению в пилотный проект Минтранса «Модернизация городского транспорта» (реализация начнется нынче).

ИТОГО. Объем инвестиций за три года в пересчете на каждого томича вырос на 4 тыс. рублей.

Что предстоит? В 2012-м в Томске вместо двух будут работать четыре центра поддержки предпринимательства, а также сити-инкубатор (промежуточное звено между студенческими бизнес-инкубаторами и ТВЗ). Крупный промышленный бизнес уже в 2013 году начнет переводить заводы из центра города в первый промышленный парк с готовой инженерной инфраструктурой. Заработает создаваемый сейчас стратегический совет при мэре, в который войдут местные эксперты – представители всех городских отраслей, его задача – предлагать экспертные программы, идеи и стратегии по каждому направлению. Для реализации стратегий уже создаются институты развития – агентство развития города и институт генплана Томска.

Как решить проблему нехватки детсадов?

Уже в прошлом году все дети старше 5 лет получали путевки в детсад в день обращения, а очередь для детей 3–4 лет сокращена вдвое. В начале 2012 года в очереди стояло 2,5 тыс. детей старше трех лет, их число сократится до нуля уже нынче, а в 2013-м в очереди на детсад вовсе не будет детей старше 3 лет.

– В этом нам помогут частные сады и группы присмотра. С марта 2012 года мы начали компенсировать расходы родителей на них – по 4 тыс. рублей ежемесячно.

Как улучшить состояние дорог?

В 2009 году начато строительство первой в Томске дорожной развязки на ул. Балтийской, в 2011-м – на ул. Пушкина. На карте появляются новые дороги по ул. Клюева, Кольцевой, Обручева, Степановской. За три года построено 36 км дорог. За два последних года благодаря привлечению федеральных средств удалось отремонтировать 600 тыс. кв. м дорожного полотна – таких масштабов в Томске не было никогда. Отремонтирован 21 трамвайный переезд, до четырех полос расширен переезд на ул. Смирнова, ликвидирован постоянный затор.

Как восстановить ливневку?

В самых проблемных районах города ее пропускная способность составляет всего 10–20%. На приведение в порядок 192 км ливневой канализации (она, кстати, есть только на четверти томских дорог), нужно 1,5 млрд рублей. Готовится проектно-сметная документация и заявка для получения федеральных средств.

Как упорядочить пассажирские перевозки?

Парк муниципального электротранспорта увеличился кратно. По некоторым направлениям троллейбусы стали реальными конкурентами маршруткам. Но маршрутки – по-прежнему «свободная стихия»…

– Нынче мы начнем масштабную транспортную реформу: введем новую схему движения, сократив дублирующие маршруты, часть из них продлим, часть уберем с пр. Ленина. Один маршрут будет обслуживать одно предприятие, а не группа мелких предпринимателей. Это даст возможность применять санкции к тем, кто нарушает график движения, вплоть до изъятия у них маршрута. Будет создан центр контроля за пассажироперевозками.

Как навести порядок в ЖКХ?

На 3,5 тыс. многоквартирных домов в Томске приходится 61 УК – столько нет ни в одном российском городе. Большинство работают некачественно и непрозрачно.

– Я со всей ответственностью говорю, что мы объявляем войну всем компаниям, которые непрозрачны для собственников. Мы составим антирейтинг обслуживающих организаций, а затем поможем жителям избавиться от тех компаний, которые плохо работают, а главное – мягко скажу – лукавят в финансовой отчетности перед жильцами. Не сомневаюсь, что к концу этого года недобросовестные управляющие компании потеряют основную часть своего жилого фонда. С нашей помощью жители уйдут к тем УК, которые работают прозрачно. Мы готовы показать жителям каждого дома, где неэффективно работает управляющая компания, почему это происходит. Все просто: если УК обслуживает менее

200 тыс. кв. м, она работает только на свою зарплату, делать что-либо на жилом фонде у нее возможности нет. Второй момент – рейдерство, развернувшееся на этом поле. Управляющие компании, по сути, захватывают дома, беря жителей в заложники. Эти действия будут пресекаться. Мы провели определенные переговоры с тем, чтобы более активные меры реагирования были и со стороны УВД, и со стороны прокуратуры.

Как благоустроить город?

Проведена инвентаризация городских кварталов. Бесхозные, документально не существующие дороги в основном приведены в порядок благодаря программе «Благоустройство и ремонт внутриквартальных проездов». Все они юридически зафиксированы в общегородской схеме уборки и благоустройства города.

В 2011-м кратно выросло число снесенных аварийных тополей и еще более – число высаженных кустов и деревьев. Город переведен в полноценный режим освещения.

Модернизирована система обеззараживания питьевой воды, заменена часть оборудования водопроводных сетей.

Как снять остроту квартирного вопроса?

В 2009-м запущена программа городской ипотеки, в 2010-м заработала социальная. За три последних года из ветхих и аварийных домов переселено в благоустроенные квартиры почти 2 тыс. семей, в основном за счет инвесторов. Капитально отремонтировано 305 домов, в которых живут более

7 тыс. томичей. Реализован пилотный проект по реконструкции хрущевки на пр. Комсомольском, 71. Появилась первая 16-этажка, построенная по сборно-каркасной технологии. Возводится Солнечная Долина.

ИТОГО. Согласно рейтингу агентства Penny Lane Realty, в 2011 году Томск занял 3-е место в рейтинге наиболее перспективных для инвестирования в жилую недвижимость городов России.

КСТАТИ

В начале 2011 года в Томске было 26 проблемных домов (почти 3 тыс. дольщиков), на сегодня осталось 15 (1 430 дольщиков). До конца года планируется решить вопросы по 12 домам, на начало 2013 года останутся три самых сложных, их проблемы власть рассчитывает решить до конца будущего года.

Крупные события в жизни Томска

2011 год

Начало строительства пушкинской развязки.

Утверждение правительством проекта «ИНО Томск – 2020».

Оборудование современной станции скорой помощи на ул. Говорова.

2012 год

Полная реконструкция роддома № 4.

Расширение ул. Сибирской.

Строительство 50-метрового бассейна.

Завершение строительства двух новых детсадов на Степановке и в мкр. Зеленые Горки, перепрофилирование нескольких муниципальных учреждений в детсады.

Начало реализации проекта по газификации Томска совместно с большим Газпромом (газовики готовы выделить 2,6 млрд рублей, город добавит 800 млн).

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 − 8 =