Места, где во времена Великой Отечественной войны располагались эвакуированные заводы и госпитали

В июне 1941-го в Томске тоже начались ожесточенные бои. Здесь, как и в сотне других тыловых районов, советские граждане круглосуточно сражались на трудовом фронте. Даже самые мирные предприятия, отвечая требованиям военного времени, в кратчайшие сроки начинали выпускать оборонную продукцию. Весовой завод освоил изготовление авиа-бомб, саперных инструментов и санитарных саней для нужд Красной армии. «Карандашка» производила аккумуляторный шпон, деревянные противотанковые мины и тару для консервов и бое-припасов, а спичфабрика – особые спички для бутылок с «коктейлем Молотова».

За четыре года войны тихий университетский городок со 150-тысячным населением превратился в промышленный центр – сюда вывезли 32 крупных предприятия с 50 тыс. рабочих, а в томских госпиталях за это время вылечили 100 тыс. раненых.

Чтобы обеспечить эвакуированным заводам бесперебойную работу, пришлось экстренно сооружать транспортную сеть. Автомобили по узким улочкам ездили редко, зато поезда ходили регулярно. В 1941 году по Томску разрослись ветки городской железной дороги.

– Рельсы пролегали прямо в центре города, – рассказывает научный сотрудник краеведческого музея Олег Асратян, – первая линия начиналась на улице Розы Люксембург. Взбиралась по каменному мосту на набережную реки Ушайки, а потом по ул. Беленца уходила к ТЭЦ-1.

По всей протяженности дороги имелись отстойные тупики во дворах, чтобы грузы подъезжали прямо к пункту назначения. А на месте нынешнего ЦУМа находилась платформа для сгрузки угля. Им топилась фабрика резиновых изделий, оборудованная в стенах Богоявленского собора.

Раненых, которых везли в Томск со всех фронтов Великой Отечественной, встречали всем городом и зачастую развозили по госпиталям на санях и волокушах – машин и подвод не хватало. Видимо, поэтому еще два десятилетия после войны весь советский пассажирский транспорт на всякий случай сохранял специальный люк для загрузки раненых на торцевой части кабины. Со временем дополнительную дверь из автобусов и трамваев убрали, и теперь о славном подвиге томских тыловиков свидетельствуют только мемориальные доски на старинных зданиях с номерами эвакогоспиталей и названиями заводов, спасенных от гитлеровцев в нашем городе. «Томские новости» совместно с областным краеведческим музеем им. Шатилова стерли пыль с памятных табличек и составили карту промышленного и госпитального Томска.

Цифра

26 – таково максимальное количество эвакуированных госпиталей в Томске. Дело в том, что эта цифра постоянно менялась: одни медицинские учреждения приезжали, другие уходили в поле.

 

Постоянная экспозиция краеведческого музея, посвященная боевой славе томичей, 9 мая будет работать бесплатно. Музейные работники обещают, что некоторые экспонаты, например макеты оружия времен ВОВ, можно будет подержать в руках.

Большинство шприцев, ланцетов и зажимов, которыми пользовались в эвакогоспиталях, были американского производства. Они стали приходить в СССР по договору о ленд-лизе.
Проблему дефицита перевязочных материалов решал мох: он позволял коже дышать, прекрасно впитывал гной и мог использоваться несколько раз, нужно было только прокипятить его.
Помощь фронту не ограничивалась стахановским трудом на заводах, многие томички вязали теплые вещи для защитников Родины в недолгие часы отдыха.
В комплекте с бутылкой «коктейля Молотова» шли длинная спичка и кусок фанеры с серным напылением

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девять − 1 =