Михаил Курилов:
о дешевом законе о госзакупках

Михаил Курилов, бизнесмен

– На днях проводил сына в армию. Перед глазами до сих пор медкомиссия: один призывник худее и болезненней другого, внешне здоровых, с румянцем на лице просто нет. Родителям удручающая картина режет глаза, а проскользнувший мимо член призывной комиссии бросает: «Как питаются, так и выглядят». Если учесть, что с 2011 года детей в садах и школах кормят по ФЗ-94, то шансы в будущем получить более здорового призывника нулевые.

Принцип оскандалившегося ФЗ-94 – конкурс на поставку за бюджетный счет выигрывает предложивший продукцию по самой низкой цене. О качестве в законе ни слова. В итоге: дети и старики (в садах, школах, больницах) вынуждены есть самые дешевые продукты.

Кто выигрывает контракты? Все чаще небольшие компании. Парадоксально, но факт: они стали заявлять цены ниже, чем могут предложить производители! Почему – это никого не интересует. А секрет побед в том, что такие фирмочки знают, как дорогое сделать дешевым.

Натуральное масло смешивают с растительным, в итоге у полученного на выходе продукта и объем больше, и себестоимость ниже, та же история с молоком. Наша компания закупает сырье по 18 руб. за литр, с переработкой конечный продукт не может стоить дешевле 21 руб. А фирма, которая выиграла госконтракт и у которой нет своего сырья, предложила 18 руб. Предполагаю, как такие чудеса возможны: или продукт из сухого молока, или жирность ниже заявленной. Так ли это – вопрос, ответ на который организаторы конкурса даже не ищут.

Сосисками томскую ребятню кормит небольшой цех из соседнего региона, выигравший конкурс по 130 руб. за кг ГОСТовских сосисок. Это из разряда «не может быть»: ГОСТ подразумевает чистое мясо – минимальная цена изделия 145 руб. Маленькие фирмочки-однодневки не заботятся о своей репутации. Сегодня они называются так, завтра иначе. Поэтому позволяют себе сбывать с рук недоброкачественную продукцию. В то же время большие компании, заботясь о своем добром имени, в первую очередь думают о качестве продуктов и о вкусах потребителей.

В середине этого года регионы заговорили: цена не может быть определяющим критерием. Федеральная власть обещала, что ФЗ-94 подкорректируют. Но если столичные чиновники до сих пор не созрели, то почему бездействует регион? Организаторы закупок много нового узнали бы, внедрив контроль качества. Один образец каждой партии на лабораторные исследования – и власть имеет полное представление о качестве того, чем кормят социальную сферу. Этот вариант контроля рассматривается в ряде регионов. И было бы хорошо внедрить подобное в Томской области. Например, создать единый муниципальный центр закупки продуктов питания для госучреждений, оборудованный собственной лабораторией контроля качества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *