Михаил Яворский: О «Томских набережных»

Михаил Яворский, заслуженный энергетик России
Михаил Яворский, заслуженный энергетик России

Михаил Яворский, заслуженный энергетик РФ

Я недавно принимал участие в совещании губернатора, на котором было принято решение отправить проект «Томские набережные» на доработку. Многие томичи и некоторые СМИ связали это с недавним скандалом по поводу предложения разработчиков снять с Томска статус исторического поселения. Но дело не в этом.

Сергей Жвачкин подчеркнул, что и речи быть не может о снятии с нашего города исторического статуса. И Татарскую слободу никто уничтожать не собирается. Кстати, я там вырос, поэтому хорошо знаю беды и радости этого района. Одна из главных проблем Заистока – полное обветшание инфраструктуры. Коммунальной, транспортной – какой угодно. «Томские набережные» эти проблемы должны решить. И множество других. И не только в Заистоке.

Потому что это комплексный проект. Он предусматривает, что на территории зоны опережающего развития «Томские набережные» будут увязаны воедино все проблемы и варианты их решения. Чтобы, например, постройка жилых или деловых микрорайонов не повредила ценную историческую застройку, не ухудшила транспортную доступность, не увеличила дефицит коммунальных ресурсов.

«Томские набережные» являются составной частью другого проекта – «ИНО Томск» – и вписаны в общий план развития города. А «ИНО Томск» – часть еще более масштабного проекта – создания городской агломерации в составе Томска, Северска и Томского района. Только в комплексе удастся решить все проблемы наиболее оптимально, экономично и надежно.

Конечно, построить все одновременно невозможно как по финансовым, так и по чисто техническим причинам. Поэтому разные детали общего плана будут осуществляться поэтапно. Главная задача – чтобы они не противоречили друг другу, а дополняли.

Поясню это на примере инженерно-коммунальной инфраструктуры. Губернатор справедливо отметил, что бессмысленно говорить о «Томских набережных», пока не будет решена проблема инженерной инфраструктуры. Потому что одна из главных задач развития города – создание максимально комфортной среды обитания. Тепло, вода, водоотведение, электроэнергия, газ – основа комфорта.

Из всех вариантов прокладки коммуникаций наиболее оптимальным станет их объединение в проходном или полупроходном тоннеле, который будет располагаться между старой и новой дамбами. Это позволит решить целый ряд проблем. Например, по дамбе проходит воздушная линия электропередачи 110 киловольт. Ее можно будет уложить в кабель, благодаря чему мы освободим место, занятое опорами электропередачи, повысим безопасность, нарастим электрические мощности и тем самым увеличим мощность застройки.

Предлагается сдвинуть немного севернее электроподстанцию, перекрывающую выход с ул. Нахановича к реке. Мы сможем продлить эту улицу до Томи и получить еще одно соединение центра города с набережной.

Это позволит убрать линию 35 киловольт, которая тянется почти по половине города: освободится место для скверов, газонов, автомобильных стоянок или для расширения дорог.

И это не говоря о том, что расположение инженерных сетей в тоннеле упростит и удешевит их содержание и позволит проводить ремонт без раскопок.

Это один из многих примеров комплексного подхода, он заложен в основу проекта. Требуется координация усилий огромного количества специалистов и организаций. Надо будет даже не семь – сто раз отмерить, прежде чем начать кроить. Но зато мы обеспечим мощное развитие города на десятки лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать − восемь =