Дмитрий Евсейчук
Дмитрий Евсейчук

Дмитрий Евсейчук, обозреватель «ТН»

Флешмоб «Хватит мазать черным цветом 90-е: публикуй фотки из молодости, ощути воздух свободы!» запустил в соцсетях «Фонд Ельцина». Сначала люди действительно начали выкладывать на своих страницах фотографии 1990-х годов, когда все мы были на 20 лет моложе, а постсоветской Россией правил ее первый президент Борис Ельцин.

Но практически сразу же соцсети взорвались гневными обвинениями в адрес той эпохи, когда развалилась огромная страна СССР, а на ее обломках сотни миллионов людей мгновенно обнищали и пытались выжить кто как мог. На организаторов флешмоба посыпались обвинения в манипуляции массовым сознанием: мол, либералы ельцинского набора пытаются обелить не столько это мерзкое десятилетие, сколько себя и свои идеи, которые завели страну в пропасть и уничтожили немногим меньше народу, чем погибло во время войны.

В ответ либералы разразились не менее гневными обвинениями в адрес «тупого пропутинского большинства», которое «не оценило подаренную ему свободу» и хочет «вернуться обратно в рабство под власть очередного тирана». Впрочем, защитники 1990-х не отрицали, что время действительно было очень трудное и часть населения не смогла вписаться в новую эпоху. Однако, по их мнению, это были печальные, но неизбежные издержки обретения свободы и возвращения в лоно нормальной (то есть западной) цивилизации. Зато получили свой шанс сильные, свободные и активные личности, дотоле зажатые в тисках советской действительности, и вывели страну из пропасти социализма к вершинам капитализма.

Ожесточенность спора по поводу 1990-х моментами превзошла даже спор на тему «Крымнаш». Полагаю, по двум причинам. Во-первых, события 1990-х годов изменили личную судьбу всех граждан России и бывшего СССР. Всем есть что вспомнить и что предъявить той эпохе. А во-вторых, это был спор не о прошлом, как казалось спорщикам, и даже не о настоящем, как в случае с Украиной, а о будущем.

Чтобы понять, куда нам сейчас идти, какое будущее строить, надо проанализировать именно события 1990-х годов, когда рухнула старая государственность, основанная на коммунистической идее, и возникла новая, основанная на рыночных отношениях. Не сделав этого анализа, мы не сможем сформировать новую национальную идею, с которой бы согласилось подавляющее большинство граждан России. А без такой идеи любая попытка выхода из нынешнего кризиса – экономического, политического и идеологического – будет обречена на провал.

Надо также понимать, что нет и не будет победителей в бесконечном споре патриотов и либералов, славянофилов и западников. Потому что на самом деле это спор коллективистов и индивидуалистов. Конечно, коллективисты имеют более массовую поддержку населения, потому что в России исторически сложилось общинное сознание. Это основа нашего менталитета.

Но при этом всегда были и будут бунтари-индивидуалисты, которые идут против «обчества». Они выполняют очень важную для общины функцию – оплодотворяют ее новыми идеями, создают инвариантность развития. То есть дают набор вариантов, из которого коллективное сознание общины выбирает наиболее правильный.

По сути, этот российский способ бытия стал результатом интеграции западного индивидуализма и восточного коллективизма. И будущее нашей страны зависит от того, насколько это сочетание будет гармоничным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 + = 10