Лариса Дериглазова: О российских последствиях парижских терактов

ДериглазоваЛариса Дериглазова, профессор кафедры мировой политики исторического факультета ТГУ

Чтобы спрогнозировать, как теракты в Париже повлияют на отношения Евросоюза с Россией, нужно понимать, что политика санкций и сотрудничество в борьбе с терроризмом – это разные вещи. Полагаю, что ЕС сохранит режим санкций, введенный в марте 2014 года в ответ на присоединение Крыма к России, но при этом сотрудничество в области безопасности может активизироваться.

Совместная борьба с международным терроризмом требует согласования действий силовых и разведывательных структур стран ЕС и России, что может привести к улучшению отношений и восстановлению доверия. Совместная борьба с терроризмом может также сместить акценты мировой политики, и тогда ситуация на Украине может оказаться в тени большей угрозы со стороны ИГИЛ. Возможно, это подготовит почву для нахождения компромисса, но пока, я думаю, трудно ожидать изменения или отхода ЕС от режима санкций, а также то, что Россия снимет санкции на ввоз европейских товаров или откажется от санкционных списков.

Европейский союз, столкнувшись с двумя проблемами – массовой миграцией из стран Ближнего Востока и террористическими действиями на своей территории, включая угрозу проникновения с беженцами боевиков ИГИЛ, будет вынужден сконцентрироваться именно на решении этих проблем. Обустройство более миллиона мигрантов и поддержание безопасности требуют координации усилий, огромных средств и согласования действий 28 стран ЕС. Это сложная задача, учитывая, что в союзе сохраняются разногласия по поводу объема помощи и условий ее предоставления беженцам.

Я не знаю целей террористов, поэтому мне трудно предсказать, станет ли террористическая атака Парижа началом большой войны против Европы или это был единичный акт мести и устрашения со стороны ИГИЛ. Но на этот счет уже высказал свое мнение такой квалифицированный специалист, как Даниэль Биман, директор Центра по изучению ближневосточной политики института Брукингса (США). В статье, опубликованной 16 нояб-ря под заголовком «Почему ИГИЛ может пожалеть о своем решении начать глобальную войну», эксперт высказывает мнение о том, что, возможно, атака на Париж показывает переход стратегии ИГИЛ с регионального на глобальный уровень.

Такое решение может быть продиктовано идеологическими причинами и началом глобальной войны против Запада, который вел войны в Ираке и Сирии. Это может быть связано со значительным количеством выходцев из Европы, присоединившихся к ИГИЛ. Согласно данным спецслужб США, в феврале 2015 года в Сирию приехали воевать более 20 тыс. иностранцев, включая 150 человек из США и более 3 тыс. из Европы. Эксперт полагает, что теракты в Париже могут быть демонстрацией силы для привлечения молодых сторонников из стран Европы в ряды ИГИЛ.

Однако Биман считает, что переход на глобальный уровень означает поражение для террористических групп, так как они теряют местную и региональную поддержку, от которой зависит их выживание; они становятся целью согласованных действий сильных противников, которые будут использовать все имеющиеся ресурсы для уничтожения террористов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × три =