Василий Геккерт: О томском филиале литовского музея

Василий ГеккертВасилий Геккерт, предприниматель

МИД Литвы выделил 7 тысяч евро на установку и церемонию открытия памятника ссыльным в Томске. Казалось бы, ничего необычного в этом нет. Практика установления памятных знаков своим гражданам на территории других стран является общепризнанной нормой. Для снижения бюрократических проволочек существуют межгосударственные соглашения и договоры между городами-побратимами об охране и уходе за ними. У нас много подобных мемориальных знаков – у камня Скорби и в ряде поселений области. Латыши, поляки, эстонцы отметили жизнь и судьбу своих сограждан в Сибири. Я думаю, что такие вещи надо приветствовать, потому что это развивает гражданскую гордость и патриотизм.

Но в данном случае к хорошему делу примешивается этакая значительная ложка дегтя недоумения. Литовцы вполне уверены, что памятник в свой день траура и надежды они в Томске откроют в июне, и ничто им не помешает. Но также они абсолютно уверены, что сами они вправе уничтожать российские памятники на территории своей страны. Массово, составляя для этого целые программы, в которых фигурируют сотни советских военных мемориалов. И более того, вправе безнаказанно эксгум ировать останки освободителей Литвы от фашистов из реальных могил, чтобы предать забвению.

Мало кто помнит, но в 1990-х годах в архивы многих сибирских городов приезжал десант прибалтийских «исследователей» для изучения судеб сосланных в Сибирь родственников. По-человечески понимая это желание, им открывали все материалы. Только у них был однобокий интерес. Наше сочувствие в результате вылилось в появление в их столицах злобных музеев оккупации, забитых фальсифицированными историями. А как вам куча списков нанесенного им ущерба, как прямого, так и косвенного, исчисляемого сотнями миллиардов евро?

Печально, что Литва превратилась в плацдарм русофобов, начиная с их президента, бывшей комсомолки, и заканчивая отъявленными нацистами-коллаборационистами, гордящимися службой в СС. Печально, что в бывшей советской республике русскоязычное меньшинство подвергается постоянному унижению, а за отрицание «советской оккупации» предусмотрено уголовное наказание.

Мне представляется, что власть имущие в Литве думают не об установлении добрых соседских отношений. Стремление к увековечиванию следов пребывания литовцев в Сибири отнюдь не забота о национальной памяти. Это желание создать на нашей земле филиал их музея оккупации как метастаза уязвленных обид. Не думаю, что наши деды, искренне помогавшие прибалтам чем могли в суровые годы, поняли бы нас, потомков, если памятник при таких обстоятельствах будет установлен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × пять =