Вера Долженкова: Почему на соснах не растут бананы

dolzhenkovaВера Долженкова, главный редактор газеты «Томские новости», заслуженный работник культуры РФ

На днях на мою голову обрушилась нежданная радость – в телефонной трубке слышу взволнованный голос внучки: «Бабуля, еду к тебе на каникулы. Но у меня дела серьезные – хочу научиться готовить по-взрослому и немного на грядках пожить, чтобы узнать, как что растет». Я даже немного ошалела – обычно летом мы ездили с ней к морю или в страны диковинные. Катались на яхте, мотались по экскурсиям, тусили на дискотеках и зависали на модных показах. Чтобы затащить ее на дачу даже с романтическими целями – «пожечь костер и посмотреть на луну», требовались неимоверные усилия. А тут вдруг 14-летняя москвичка изъявляет желание познать жизнь как она есть!

Оказывается, на последнем собрании педагоги объявили родителям совершенно неожиданную новость: вероятнее всего, с 1 сентября 2015 года в российских школах будет введена новая учебная дисциплина – «Земледелие». А поскольку моя Вероника круглая отличница, экзотический для нее предмет эта столичная штучка решила встретить не просто подготовленной, а во всеоружии. И всех в классе покорить знаниями о морковках-петрушках и колорадских жуках на грядках. И любимый Сочи не задумываясь меняет на дачу в Богашеве. Не знаю даже, чему я больше рада – возможности провести с внучкой лишние пару месяцев или тому, что у нее, как у сотен тысяч российских подростков, появляется еще одна принципиально новая возможность познакомиться с реальной, а не киношно-компьютерной жизнью.

Министр образования Дмитрий Ливанов уже изучает обращения сразу нескольких политических лидеров о включении нового предмета в школьную программу. Инициатива даже предусматривает выделение школам участков земли под сады-огороды. Новый предмет на ура встречен многими педагогическими коллективами, как ни странно – особенно в российских мегаполисах. И если я очень рада, что моя внучка научится отличать на рынке редьку от репы, замаринует собственными руками выращенный огурец, а в плов будет добавлять ягоды с обихоженного ею же куста барбариса, то государство от уроков по земледелию в итоге получит куда более серьезные результаты. Заинтересовавшись сельскохозяйственным трудом, молодежь не от безысходности пойдет в агрономы и садоводы, а по осознанному желанию, что обязательно скажется на решении вопросов импортозамещения. Урок земледелия – это и возможность формирования чувства коллективизма у молодежи. Урожай – результат командной работы, наши же ребятишки окончательно стали индивидуалистами, а это дорога в никуда. Попадая в коллектив, где надо вместе решать одну задачу, они входят в ступор и теряются. Да и физическому развитию копошение на грядках никогда не помешает. Многочасовое сидение за компьютером, за школьной партой разве что физкультурой и трудом немного разбавляются, а это серьезно сказывается на здоровье поколения.

Оказавшись однажды в гостях у большой семьи топ-менеджера компании «Проктер энд гэмбл» в американском Бостоне, я долго стеснялась спросить, почему возле шикарного дома этой состоятельной семьи столько грядок с огромным ассортиментом огородных растений.

– У нас пятеро сыновей. Трое – мексиканцы, – ответил глава семьи. – Мы хотим, чтобы дети выросли полноценными людьми нашего общества, а для этого они многое должны знать и уметь. Каждую весну мы садим два семечка помидор, два фасоли, два редиса и так далее, всего примерно 50 наименований овощей и огородных трав – вдруг одно растение зачахнет… И на протяжении всего лета дети учатся ухаживать за будущим урожаем. Потом сами готовят из выросших овощей блюда. Это готовит их к взрослой жизни, и они никогда у нас не спросят, почему на соснах не растут бананы.

У нас так тоже было еще лет 25–30 тому. Так что назад в будущее с уроками земледелия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

тринадцать + двенадцать =