Молчаново на перепутье. Журналистский набег в самое сердце области

Фото: Артем Изофатов

korovy-tmoyana

Традиционное «путешествие дилетантов» – очередной день департамента информационной политики областной администрации – на этот раз забросило журналистскую бригаду за 192 км от Томска. Молчановский район – как бы серединка на половинку: не южный и не северный, не отдаленный и не пригородный. Но здешние места – одни из красивейших в области. Особенно хорош райцентр, он почти весь на горках-пригорках. Не слишком удобно для огородничества и вообще домашнего хозяйства – можно представить, каково было в позапрошлом, да и прошлом веке таскать бабам воду на коромыслах! Но для человека с развитым художественным вкусом – просто праздник. Не зря здесь все-таки так часто рождаются таланты. Очень хочется верить, что это прекрасное сибирское село, так удачно расположенное у места слияния Чулыма и Оби, ждет большое и славное будущее. Пока же Молчаново замерло на перепутье. Не так чтобы уж совсем в аутсайдерах, но и не в маяках.

Коней на переправе меняют

Что не так с Молчановским районом? Почему это муниципальное образование, как честно признался и.о. главы Юрий Сальков, сейчас практически ничего не производит? Увы – лесная отрасль, благодаря которой район процветал в советские времена, существует ныне в виде мелкого и очень мелкого бизнеса: для развития гигантов ЛПК просто нет необходимой базы, или, как это называют, расчетной лесосеки. А крупнотоварного сельского хозяйства здесь особо и не было. Впрочем, как и по всей области, совхозы и совхозные фермы здесь все же имелись, хотя и не отличались ни высокими надоями, ни особой рентабельностью. А потому (ну или не потому, а за компанию со всем погибавшим советским сельским хозяйством) не пережили лихолетья 1990-х.

Сегодня местная администрация вместе с областной властью старается поддержать ростки нарождающейся частной инициативы в этой сфере. Не только в этой, конечно. Но вот цифры. Если в 2010–2011 годах при 26% занятых в социальной сфере района на малый бизнес приходилось 24%, то в 2015-м – 21%. То есть пропорции меняются не в пользу частного сектора. Впрочем, тенденция повсеместная. При этом если на долю торговли и ремонта приходится 41% малых предприятий плюс 3,4% – гостиницы и рестораны, то земледелие вместе с охотой и лесной сферой – всего 9%.

Беда – переработка. Молчановцы не могут похвастаться не только собственной колбасой, но даже пельменями. Что просто нонсенс. Из всей «пищевки» процветают только хлебопекарни. Нет ни одной линии по разливу молока (только в 1,5-литровой ПВХ-таре реализует свою продукцию единственный фермер). Все остальные сдавать его везут к соседям, в Кривошеино. Если не выливают свиньям… Нет даже переработки дикоросов, хотя бы примитивной расфасовки. А ведь район ими особо богат! Нет и закупа мяса и овощей у фермеров, не говоря уже о личных подсобных хозяйствах. Многие просто существуют в режиме натурального хозяйства. А раз нет официальной реализации – нет господдержки. Замкнутый круг.

Проблем – выше крыши. Но одна выделяется особо. Слишком уж часто в районе меняется начальство. Утром, так сказать, белые, вечером – красные. Или наоборот. При таких госпереворотах на стабильное развитие вряд ли приходится рассчитывать.

Нынешний и.о. «на районе» всего 2,5 месяца. Назвать его засланным казачком, хотя и направил Салькова в Молчаново волевым решением губернатор Сергей Жвачкин, никак не получится. Молодой перспективный руководитель мало того, что до работы в Кривошеинском районе был заместителем главы Молчановского района, так и сам местный, наргинский. И тем не менее во многом он еще «входит в тему». Но есть моменты, которые очевидны уже сейчас, например, необходимость привлечения крупного товаропроизводителя (лей). В том числе в АПК.

baltika-hozyajka

От вечного к земному

По сложившемуся еще в советские годы стереотипу любая ознакомительная экскурсия – будь это визит большого начальства или заезжих журналистов – проводится по раз и навсегда установленному сценарию: сначала «про завод», а потом уже разного рода культ- и физкультподходы. В молчановском вояже все смешалось. Началось и закончилось знакомство со сферы услуг: гостиница и кафе-ресторан. Сейчас в райцентре аж пять гостиниц на разный вкус и кошелек! И ни одна не пустует. Приезжают командировочные, останавливаются вахтовики, рыбаки-охотники перед отбытием на заимку. Так что на деле «внутренний туризм» ( о котором мы будем говорить ниже), в том числе экстремальный, на территории района активно развивается. Правда, зачастую «мимо кассы».

Самый популярный маршрут района, известный далеко за его пределами – могочинский монастырь, давно уже ставший местным «градообразующим фактором». Но будем оригинальны и оставим Богу богово. Одним монастырем сыт не будешь, так что спустимся на землю.

salkov-tmoyan

Среди тех, кто трудится сегодня в реальном секторе, – Петрос Тмоян. Этот сибирский армянин (или армянский сибиряк) когда-то служил срочную в Кузбассе, да так и осел в наших широтах. Начинал со строительства, потом занялся (и занимается до сих пор) торговлей, хлебопечением, а постепенно дорос до сельского хозяйства. Его молочно-товарная ферма сегодня самое крупное сельскохозяйственное предприятие района. Оно не только коровками занимается, но и имеет собственные поля. Именно на них – больше негде! – проходят практику учащиеся местного, как говорят в Молчанове, «техникума» – бывшего СПТУ, по-модному переименованного в Центр компетенций. Будущие трактористы-машинисты и главы собственных хозяйств осваивают азы профессии именно в хозяйстве у Тмоянов. Кстати, нынче они получили грант областной администрации как семейная ферма и успешно строят на эти деньги телятник: к новому году ожидается пополнение! Мы поинтересовались у Петроса, где будут закупать телят. Он удивился: «Зачем закупать? У нас 200 коров стельных!» А вот айрширских чистопородных бычков (это нам уже рассказал Юрий Сальков) хозяева собираются подкупить у соседей-кривошеинцев в знаменитом на всю область «Белостоке» Паруйра Яврумяна.

k-lyzham

Наргинская лыжня

От села Майково, где Тмояны реанимировали часть совхозной фермы, недалеко до малой родины Салькова. Этот некогда образцово-показательный поселок был построен – редкость для Томской области! – по единому плану при крупном ЛПК. Сегодня от флагмана лесопереработки остались одни руины да пара мелких частных пилорам. В целом зрелище удручающее. Хотя сам поселок Нарга (теперь по официальному административно-территориальному делению – деревня) выглядит вполне нарядно и красиво. Не похоже, чтобы местные жители бедствовали. Средняя школа, где когда-то учился Юрий Сальков, не испытывает недостатка в учениках, а «реконструируемый спортивный объект», на который мы заехали, – в желающих встать на лыжи и коньки. Возрастной разброс здешних клиентов – от 5 до 70 лет.

И хотя на первый взгляд слово «комплекс» применительно к половине поселковой баньки кажется забавным, пообщавшись со здешним хозяином, спортивным инструктором и по совместительству тренером спортшколы по лыжным гонкам Валентином Петровым, воспитавшим немало классных спортсменов, понимаешь, что олимпийские резервы не всегда куются в олимпийских спорткомплексах. Тем более для зимних видов спорта (специальность Валентина Артемьевича – полиатлон) большие спортзалы не обязательны. Вот тир и тренажеры – это да, очень нужно! Ведь полиатлон – это лыжные гонки, стрельба и силовые упражнения. Впрочем, тренажеров ждут не дождутся не только юные спортсмены, но и наргинские дамы.

lyzhi-trener

Гостеприимный хозяин, воспитавший двух мастеров спорта по биатлону (включая свою дочь, она пошла по стопам отца и трудится на том же поприще в Первомайском районе), показывает свои апартаменты. Вот здесь – кладовая для лыж. Для дорогих, на которых тренируются самые перспективные ребята – отдельное хранилище. Тут – сушилка для коньков. По соседству – хоккейная коробка. Как только зима устаканится, там зальют каток. Территорию для лыжной трассы отгрейдеровали, лыжня отличная, и на спортивные праздники сюда собираются не только наргинцы, но и жители Могочина, да и вообще Петров уверен, что Нарга станет центром развития зимних видов спорта для района. Его оптимизм вполне разделяет и глава местной администрации, и Сальков. Они обращают внимание и на то, что реконструкция спортивного объекта (так официально называется эта точка в нашем маршруте) проводится с минимумом бюджетных средств. Ищем спонсоров.

К Шумилкину в усадьбу

От Нарги – через лес, вновь по крутым горкам – едем в усадьбу самого, пожалуй, титулованного томского художника – Александра Шумилкина. Его, говорят, особо ценил Егор Лигачев, а такие картины, как «Путь в Самотлор», знала вся страна. Народный художник РФ, член-корреспондент Академии художеств СССР скончался полузабытым 2 марта 2015 года на 81-м году жизни в Томске. А ведь и он, и его брат Анатолий, тоже художник – местные, уроженцы уже не существующей деревни Знаменки. Оба похоронены на здешнем старом кладбище.

Вот как писали о Александре Шумилкине искусствоведы: «С его полотен на нас смотрят люди сильные, мужественные, целеустремленные. Охотника, нефтяника, геолога художник изображает в гармоничном единстве с природой. Его талант, трудолюбие и сложные путешествия по сибирскому северу послужили основой для циклов его работ, объединенных изысканным стилевым единством. В 1960–1980-х годах он много ездил и летал от Урала до Чукотки: Новая Земля, Уренгой и Самотлор, Заполярный Урал, Гыданская тундра, Васюганские болота и, конечно, Томск и малая родина, любимая до сего дня Нарга».

vdova-odna

Вдова Александра Шумилкина мечтает передать в дар государству усадьбу художника на берегу Оби, неподалеку от переправы на Могочино, чтобы создать здесь музей. Это дом-мастерская и хозпостройки Александру Андреевичу были подарены ЛПК. Помещение просторное и сейчас практически пустое – два эскиза художника, несколько книг с репродукциями его картин и пара-тройка работ ее самой. Вера Георгиевна – скульптор, и ей уже видятся мастер-классы с приезжающими сюда школьниками… Тем более что рядом месторождения замечательно красивой и пластичной глины. Идея о создании музея кажется очень привлекательной и местным властям – от главы Наргинского поселения до и.о. главы района. Особенно в русле популярной ныне темы развития внутреннего туризма. Но как это осуществить практически? Место все-таки довольно уединенное. Да и среди наследников, судя по всему, согласья нет. Так что оригиналы работ художника разместить в этой глуши вряд ли получится.

Чистые воды

Одним из последних пунктов молчановского турне (о других остановках – у кузнеца Константина Афанасьева и отставного военного, начинающего фермера Леонида Тимошенко – мы расскажем в следующих номерах) стал локальный пункт очистки воды. Ваша покорная слуга назвала было объект станцией обезжелезивания, но Юрий Сальков немедленно поправил: нет, станция – это дело будущего. Хотя, как он надеется, и не столь отдаленного: район может войти в госпрограмму «Чистая вода».

voda

Железо и некоторые другие примеси, может и не представляющие особого вреда для организма (специалисты спорят до сих пор!), но сильно влияющие на вкус воды, – беда практически всей Томской области. Где-то ее очищают, где-то, как в Молчановском районе, до сих пор пьют как есть. Будет нормальная водоочистка и здесь, но пока – вот этот пункт, оборудованный в помещении котельной тепловой компанией «Стандарт». Фирма за свой счет установила фильтры, и за чистой питьевой водой сюда приезжают и приходят со всего райцентра. Мы как раз подъезжали, когда служебный автомобиль загружали пятилитровыми пластиковыми бутылями доблестные молчановские полицейские. Пока телевизионщики наставляли свои камеры, «органы» отбыли на службу, а местные жительницы, как неосвобожденные женщины Востока, стыдливо отворачивались от камер. Пришлось ограничиться сильным полом.

На просторах «Балтики»

Как уже было замечено выше, последней точкой нашего путешествия стало кафе-ресторан. С дорожки нам предложили чай-кофе с пирожками (очень кстати – выезжали из Томска в 7 утра, мало кто рискнет завтракать в такую рань). А в конце поездки накормили настоящим ресторанным обедом из закусок, салата, солянки и отбивной под сырной корочкой с гарниром. Его хозяйка Ирина Головко – одна из опытнейших местных предпринимателей, на рынке с 1990-х. Сегодня у нее несколько объектов, в том числе гостиница с 13 номерами и ресторан. Именно ее уговаривает Сальков заняться и сельским хозяйством – как минимум свой натурпродукт гарантированно не помешает. Прощаясь с гостеприимными хозяевами, мы обещали непременно приехать еще. Как только появится что-то новенькое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × три =